Рядового-героя помнят в Салехарде
9 мая 1944 года над Москвой гремел салют первой категории, той, что знаменует особо выдающиеся победы. Двадцать четыре залпа из 324 орудий звучали в честь освобождения и освободителей Севастополя.
В числе героев, громивших фашистов на Крымском полуострове, – рядовой Николай Степанович Чепуренко (на фото), память о нём и его подвиге в Салехарде хранят внучка Людмила и правнучка Настя Желтухины.
Настя ещё в детском саду узнала, что её раненый прадедушка вынес нескольких солдат с поля боя и получил за это медаль. Поэтому 9 Мая его портрет на шествии «Бессмертного полка» с гордостью всегда несёт сама и просит маму организовать «полевой обед», присоединяясь к акции «Солдатская каша».
Сейчас Настя учится в третьем классе Обдорской гимназии и, чтобы, став постарше, написать хорошее сочинение о ветеране, старается расспросить о нём у родных как можно больше. Лучше всего это получается во время каникул у бабушки Нади в Краснодарском крае. Там, в станице Варениковской, красноармеец Николай Чепуренко был призван на фронт, туда же вернулся с победой к семье, там и похоронен в мае
1976 года.
– Моя мама Надежда родилась в 1959 году, она самая младшая из тринадцати детей. Самый старший – Владимир, появился в 1940 году, следующей в большой семье стала Евдокия –
в 1945-м, она тоже живёт в Варениковской, – говорит Людмила Желтухина.
22-летний Николай Чепуренко призвался ещё в начале 41-го вместе со старшим братом Яковом, тот был танкистом и также остался жив. Мужчины ушли, а в село зашли захватчики. «Бабушка Дуся вспоминала, что в их доме стояли румыны. Но не лютовали, даже еды, кукурузной каши мамалыги, иногда давали. А вообще страшно, голодно и трудно жили. По словам других родственников, а у нас все оттуда, куры и другая живность, конечно, отправлялись на стол оккупантам, а вот внутренности, которые выбрасывали при готовке, собирали жители и ждали таких потрохов, чтоб сварить похлёбку. Многих подростков угнали, например, брата бабушки со стороны папы. Но он по дороге в Германию сумел сбежать на территории Украины, вернулся оттуда потом и будущую жену привёз», – делится семейными историями внучка ветерана.
Конечно, тяжёлые времена, вспоминать о них не хочется, потому и не принято было говорить да рассказывать. Вот и о подвиге Николая Степановича его потомки больше узнали из рассекреченных и появившихся в интернете документов. Как оказалось, после госпиталя в январе 1944-го уже в конце апреля он в составе своего 6-го гвардейского стрелкового Краснознамённого полка занял боевой порядок в 3-м эшелоне легендарной 2-й гвардейской стрелковой Таманской дивизии для генерального штурма Севастополя. К тому моменту с начала Крымской наступательной операции уже молниеносно отвоевали Керчь, Феодосию, Симферополь, Евпаторию, Саки, Судак, Ялту и Алушту, а вот прорвать оборону мощно закрепившихся в важной военно-морской базе Чёрного моря фашистов было сложной задачей.
Тщательная подготовка, перегруппировка, разведки боем, две попытки штурма Севастополя, и вот они – главные майские дни. 5 мая 2-я гвардейская армия начала наступление на Мекензиевы горы. Именно здесь из 250 дней обороны Севастополя 240 – насмерть стояли наши бойцы, превратив северный склон в главный рубеж, который так долго не могли преодолеть силы противника. Господствующую над городом-портом Сапун-гору гвардейцы взяли уже 7 мая, за один день. 8 мая вышли к Северной бухте, зажав немца в клещи.
9 мая, атаковав по всему фронту с другими соединениями, к вечеру освободили город и крепость. Этой победе салютовали в Москве и радовались по всей стране. Уже 10 мая по Приказу Верховного Главнокомандующего № 111 за отличие в боях 6-й гвардейский стрелковый полк получил почётное наименование Севастопольский.
От Севастополя остатки противника погнали на мыс Херсонес, где и завершили полное освобождение Крыма. В этих-то ожесточённых сражениях и принимал участие красноармеец Николай Чепуренко. В приказе подразделения (6-й гвардейский стрелковый Севастопольский Краснознамённый полк 2-я гвардейская стрелковая Таманская ордена Суворова дивизия имени М. И. Калинина) № 10/н от 15.07.1944 года ему присваивают медаль «За отвагу». 125-я строка в наградном списке поясняет: «За то, что он в боях с 7 по 12 мая 1944 года в районе гор. Севастополь вынес с поля боя 10 человек тяжелораненых и будучи сам контужен доставил тяжелораненого в медсанроту».
Долгое время ни о подвиге, ни о том, в каких масштабных исторических победах участвовал боец, в семье и не знали. Ведь главное – вернулся, живой и Победа! И даже многочисленные внуки и внучки, а потом и правнуки скромно и коротко говорят про его боевой путь – от Краснодара до Польши.
В родной станице торопились вернуться к мирной жизни, поднимали хозяйство, растили детей. Глава семьи работал конюхом, вставал рано, часто помогал родным и односельчанам, младшую Надю он ещё успел выдать замуж, а от старших порадоваться внукам. Ушёл герой в 57 лет после операции, оторвался тромб. Сыновья и дочери помнят Николая Степановича очень добрым, трудолюбивым и заботливым.