Главный проект архитекторов Перелеховых
«Сколько у тебя будет детей, когда вырастешь?» – спрашивала у маленького Максима старшая сестра. «Пять», – отвечал он, не задумываясь, точно знал, что дети – основное богатство.
Эта уверенность крепла с годами на примере отношений родителей друг к другу, к нему и сестре. Он твёрдо усвоил, как это должно быть, как это правильно, что семья – это основа всего. «Как можно по-другому, если мы, люди, на это изначально ориентированы. Для нас это самое главное», – всегда считал Максим Перелехов. Но по-настоящему счастливым мужем и отцом стал только с третьего раза, первые избранницы почему-то были против рождения детей.
– Мне со Светланой Игоревной повезло, мы с ней единомышленники, – улыбается собеседник. – Оба считаем, что дети – это дар Божий, спасибо ему, что даёт: младшему Ивану два года, Катюшке девять лет, Николаю Максимовичу летом будет шесть, Анастасия паспорт недавно получила. Самый старший, Алексей, уже самостоятельный – инженер-геолог, любит своё дело, в нашей компании руководит направлением инженерных изысканий.
– Нам часто говорят, что мы из другой вселенной, причём с разных планет, Максим Николаевич с одной, я с другой, – включается в диалог Светлана, уложив спать маленького Ваню. – Я невероятно счастлива, что нас свела судьба. Женщина большей частью всегда за детей, за семью, но чтобы мужчина был настолько семьянином и восторгался – «Посмотри, какие у нас дети!». Сколько людей под его руководством, а ему и на нас хватает времени и сил. Встаёт в пять утра, остальных разбудит, чтобы не ленились. И в течение дня к нему в кабинет заглядывают то один, то другой, интересуются, как папа проекты создаёт. А какой был восторг, когда они увидели 3D-модель нашего постепенно строящегося дома, в разрезе, с фасадами. С одной стороны, может, не очень удобно, когда папина работа находится на расстоянии лестницы – офис занимает весь первый этаж. Но плюсов больше – дети, постоянно видя разных людей, учатся следить за своими мыслями, словами, никто никогда у нас не секретничает. Им всегда есть чем заняться, в том же гараже – то на трактор сядут, то поедут с отцом, куда других детей не пустят, он их везде с собой берёт. И сотрудники нашей фирмы научились их использовать в качестве помощников, доверяют документы, ещё что-нибудь передать на второй этаж в кабинет руководителю.
– Помнишь, Кате было два годика, когда она на голове носила целую стопку бумаг, мы тогда выпускали огромный проект, – подсказывает Максим и шутит: эксплуатация детского труда преследуется, но не в нашем случае.
Многодетная мама в ответ счастливо улыбается. А ведь был момент, когда перед рождением третьего ребёнка появился страх, пугала неизвестность – подобных примеров рядом не было. Хотя у бабушек с обеих сторон – по 16(!) ребятишек. Не все выжили, к сожалению, время другое – медицина не столь развита. А многодетность была правилом, и пятеро мальчишек-девчонок в доме считалось обычным делом. Люди понимали, зачем жили, зачем создавали семьи. Потом всё это куда-то делось. Благодаря таким семьям, как у наших героев, ситуация постепенно выправляется.
Маленький Максим говорил про пятерых детей сестре, но, повзрослев, не планировал так уж целенаправленно. Тем не менее всегда был «за». Шёл к этому подспудно, через профессию, однажды взявшись за проекты семи домов для многодетных семей, была такая региональная программа на Ямале. Сегодня Перелеховы живут в подобном строении, с внутренним балконом, открытыми пространствами – проект главы семейства, который много лет руководит своими предприятиями: архитектурно-планировочной мастерской «Арктика» и ООО «Обская строительная компания».
– У нас и мама архитектор, – заметил Максим.
– В Ростове работала архитектором, здесь всё время занимаюсь семьёй, – поправляет Светлана.
И с каким-то особым чувством рассказывает, как приятно сообщать детям и их друзьям, кто автор зданий многих салехардских магазинов.
– Мы немало проектировали по Ямалу, те же дома для многодетных семей, другие социальные объекты. В Салехарде больше нам заказывали здания для торговых точек. Потом занимались инженерной инфраструктурой города – канализация, ливнёвка, газ, электричество, кое-где дороги, и сегодня наша организация проектирует пять таких объектов. Но постепенно возвращаемся именно в архитектурную тему, – кратко охарактеризовал свою многолетнюю деятельность автор проектов реконструкции таких знаковых для окружной столицы объектов, как мерзлотник под Обдорским острогом и сам острог.
Однако самым главным проектом Максим и Светлана считают свою семью. В ней пока только семь «я», как говорится, стремиться есть к чему, если брать пример с собственных бабушек.
– Это как Бог даст. Я уже счастливый человек, у меня столько детей, жена любит. Даже когда от младшего Ваньки получаем – чуть ли не каждый день бывает что-то не по его, – всё равно хорошо, – улыбается Максим Николаевич, надеясь, – может, этот малыш с характером проявит интерес к точным наукам. Очень хочется отцу, чтобы кто-то из детей в будущем стал инженером-конструктором. – Рассчитывал на Катю, а она пошла в первый класс и запросила: «Мне скрипку». Коле в пять лет пианино подавай, уже с преподавателем готовится поступать на класс фортепиано. Вот откуда в малом возрасте такие желания? И старший Алексей поёт и на гитаре играет в ОЦНК, говорят, очень профессионально. Настя тоже в творчестве, грамоты получает за свои произведения, и ещё она у нас юнармеец.
Кроме того, трое средних ребят через творчество учатся любви и доброте в воскресной школе храма Петра и Павла, благотворительная ярмарка «Светлый ангел» – это и их рук дело. Мама Светлана там ведёт уроки рукоделия и вместе с ребятами участвует в проектах действующего при храме Духовно-просветительского центра «Преображение».
Родители, конечно, рады достижениям своих сыновей и дочерей. Но больше всего их волнует другое. «Нужно не только народить как можно больше детей, потому что нас мало в нашей стране. Надо чтобы каждый вырос достойным человеком. То есть наша задача – наполнить мир хорошими людьми», – подводит итог Максим Николаевич.
И с этим не поспоришь. Если все будут жить по этой формуле, тогда и мир станет добрее.