О докторе Мишине должны знать и помнить потомки
В конце двадцатых годов прошлого века директор Обдорского ветеринарно-бактериологического института вместе с коллегами выступил против сибирской язвы и победил её.
С давних времён в тундрах Ямала свирепствовала сибирская язва, которая косила всё живое. Так, в 1914 году она нанесла огромный ущерб: погибли стада и обезлюдели многие стойбища ненцев. Тобольские власти направили в регион экспедицию ветеринарных врачей, но началась Первая мировая война, затем революция, гражданская война...
В 1926 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в Обдорске создали Ветеринарно-бактериологический институт по инициативе омского профессора Сергея Грюнера, и работал там старшим ассистентом-бактериологом, а затем директором Александр Фёдорович Мишин.
Сам Мишин – выходец из Симбирской губернии (ныне Ульяновская область РФ), где в 1882 году родился в крестьянской семье, как написано в биографии. До революции учился в духовной семинарии, затем поступил в Казанский ветеринарный институт. После его окончания Александр Фёдорович работал врачом в деревнях Симбирской и Саратовской губерний. Жизнь налаживалась, но в 1914-м началась война и Мишина призвали в действующую армию. Ветеринар по образованию, он, вероятнее всего, служил в кавалерии, а после революции – ветврачом в армии Колчака. Где-то в 1921–1923 годах он появляется в Тюмени и работает окружным ветврачом. А в 1925-м уезжает в Обдорск, где профессор Грюнер создаёт Обдорский ветбакинститут.
Своему делу доктор Мишин служил честно, и населению Обдорска не отказывал в помощи. Вёл в селе и просветительскую работу, на его квартире собиралась местная образованная публика, музицировали, читали книги, обсуждали новости, не говорили лишь о политике. Доктор Мишин входил в попечительский совет местного музея и спас от разгрома библиотеку и экспонаты животного происхождения, их хранили в «подгорной» школе.
За шесть лет работы в институте Александр Мишин успел сделать многое: ему вместе с коллегами – братьями Ревнивых, Дмитрием Колмаковым, Алексеем Ключерёвым, последователями Марией Полянской, Алексеем Погореловым и другими – принадлежит победа над зловещим бичом тундры – сибирской язвой. Доктор стоял у истоков создания научного оленеводства в регионе, которое продолжили Константин Вануйто, Евгений Устьянцев, Николай Кугаевский, Ксения Горячева, Валентина Вохмина и другие.
По воспоминаниям Марии Полянской, которая работала в институте с 1933 года, Александр Мишин похоронен на Обдорском холме, где предавали земле героев и заслуженных людей. Полянская хорошо знала Евдокию Королеву, сотрудницу ветбакинститута, она и рассказала Полянской многое о прошлом.
Сегодня в Салехарде нет улицы доктора Мишина, нет никакой мемориальной плиты на Обдорском холме, где он похоронен. Между тем этот человек достоин, чтобы о нём знали и помнили потомки.