Когда призвание хранить природу и культуру Севера
Охотовед Алексей Русмиленко следит за порядком в заказниках: чтобы благополучно и лосиха отелилась, и краснокнижный птенец вылупился. Для этого он круглый год патрулирует на снегоходе, лодке и даже на вертолёте.
Алексей родом из села Горки Шурышкарского района. Его отец – рыбак и охотник – стал для сына главным наставником в жизни, передал тому традиционные знания. По выходным и на каникулах они вместе ездили в охотничью избушку.
– Мы часто останавливались у родственников в тридцати километрах от Горок – в деревне Лангивожи, считаю её вторым домом. Там ставили сетки на Оби. Также рыбачили на родине отца – в Кушевате, – вспоминает Алексей Русмиленко.
По его мнению, любой специалист должен быть профессионалом в своём деле. Охотовед не сможет хорошо работать, если не знает, например, чем питается и где обитает та или иная птица. Нужно самому быть промысловиком.
Алексей считает, что наказание для нарушителя в каких-то моментах не решит корень проблемы, иногда полезнее поговорить с человеком заранее, предупредить его о последствиях. «Я с детства знал, что народу ханты нельзя, к примеру, стрелять в орлов и стерхов – в священных для нас птиц. Также запрещено без необходимости добывать медведя, а если это случилось, то несколько дней после просят у него прощения песнями, танцами», – объясняет он.
Общение с природой и сложившееся мировоззрение о бережном к ней отношении повлияли на выбор его будущей профессии. После школы он поступил на охотоведа в Вятскую сельскохозяйственную академию. У вуза есть охотничье хозяйство, поэтому студенты проводили выходные там вместо ночных клубов. До лесных избушек они добирались три часа на электричке, потом примерно столько же шли пешком.
Любовь к спорту у него появилась ещё с начальной школы. Тогда занимался лыжами, выезжал на районные соревнования, за что благодарен учителю и тренеру Любови Смычагиной. Увлечение игрой в футбол тоже не обошло подростка стороной – в посёлке было несколько команд со своими названиями и составом, они даже обменивались игроками, прямо как в большом спорте.
– Специальных уличных площадок не было. Мяч упадёт в ручей, лезешь за ним по колено в воду, потом так мокрый и бегаешь. Спустя время сами сварили и поставили ворота. В морозы минус сорок школу отменяют, а мы мяч по полю гоняем, – смеётся Алексей.
В старших классах он немного походил на тренировки по дзюдо, поэтому в студенчестве записался на секцию самбо. Однажды даже выступил от вуза на кировских городских соревнованиях.
– За участие в них от академии обещали поставить зачёт тем, у кого есть пропуски занятий. Нас пришло четверо. Получили мы там, конечно, тумаков, но боролись до конца, – рассказал Алексей.
Хорошая физическая подготовка пригодилась ему, когда после третьего курса служил на Кавказе в военной разведке. После армии перевёлся на заочное обучение. Параллельно трудился транспортировщиком на шинном заводе – сортировал, грузил и отправлял покрышки с податчика.
Его будущая жена училась на кинолога на курс младше. Когда она окончила вуз, пара перебралась в Тюмень. Там Алексей устроился работать в магазин бытовой техники, а спустя год отец попросил подменить его на рыбодобыче, пока он подлечивается в санатории. «На лето меня назначили бригадиром. А спустя два месяца отец сказал, что уходит на пенсию, поэтому могу остаться вместо него. Я подумал и согласился», – вспоминает молодой человек.
Ещё будучи студентом, он отправлял резюме в службу по охране биоресурсов ЯНАО. Периодически звонил туда и после получения диплома. Наконец через пару лет его всё-таки пригласили на работу в Салехард. Так началась карьера в службе по охране биоресурсов ЯНАО, а после – в дирекции особо охраняемых природных территорий ЯНАО.
Несколько лет назад в ямальской столице Алексей увлёкся греблей благодаря энтузиазму Романа Кузнецова, президента окружной Федерации гребного спорта, гребли на байдарках и каноэ. Роман купил гоночную байдарку, и они с Алексеем начали тренироваться на ней по очереди.
– У него было профессиональное весло, а я купил себе два обычных, рыбацких, разрезал их пополам, соединил под нужным углом и смотал изолентой, – рассказал Алексей Русмиленко. По его словам, он и раньше, можно сказать, занимался греблей, только не спортивной, а промысловой – грёб на реке так, что руки отваливались, особенно в непогоду. Сейчас Алексей мечтает организовать на Ямале гонки на традиционных долблёных лодках – обласах, чтобы показать красоту родной природы: «В Югре с размахом проводят такие соревнования не только в столице округа, но и в глубинке. У нас во всех районах озёра и реки, нужно только начать».