наверх

Мир, в котором я живу

«ПК» № от 16 октября 2014
Мир, в котором я живу

Трагедия аутизма не в нём самом, а в недостатке достоверной информации, в связанных с ним предрассудках.

Вот уже второй год подряд накануне Всемирного дня психического здоровья, который отмечается 10 октября, в окружном психоневрологическом диспансере устраивается интерактивный семинар для работников местных средств массовой информации по вопросам освещения проблем психического здоровья. И если на первой встрече были представлены общие сведения о деятельности психиатрической службы региона, то в этот раз разговор носил предметный характер и был посвящён детскому аутизму. Участие в семинаре принимали также педагоги дошкольных учреждений Салехарда.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в течение последних семи лет количество детей с аутизмом увеличивается строго на 13 процентов. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не установлена причина этого недуга.

Начался разговор с цифр. По статистике, ранний аутизм встречается в 3–6 случаях на 10 тысяч детей, причём чаще страдают мальчики. Сегодня под наблюдением специалистов ПНД с этим диагнозом находятся 19 несовершеннолетних салехардцев. По словам Светланы Коротких, медицинского психолога учреждения, недуг чаще обнаруживается у малышей в возрасте двух-трёх лет. До этого времени родители не беспокоятся и начинают бить тревогу только тогда, когда отклонения в развитии и поведении ребёнка становятся очевидными для всех. Хотя симптомы аутизма можно увидеть раньше, например, младенец излишне пассивен или наоборот чрезмерно активен, малыш слабо реагирует на свет, на звук погремушки.

– Родители должны обратить внимание на то, удерживает ли ребёнок глазной контакт, – добавляет Татьяна Крылова, учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью детского сада «Кристаллик», – не отдаёт ли он при приёме пищи предпочтение какому-то одному продукту, а все остальные, которые вы пытаетесь ввести в его рацион, вызывают протест. Нет ли у него привычки носить одну и ту же одежду.

Любой из признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребёнка и ставить диагноз должны врачи. Задача родителей – быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.

Считается, что многие учёные в той или иной мере страдали аутизмом. Например, Альберт Эйнштейн был одиноким ребёнком, долго не разговаривал, устраивал истерики на любые изменения, до семи лет бездумно повторял произнесённые другими предложения. Исаак Ньютон настолько был поглощён любимым занятием, что забывал о еде и сне. Был практически равнодушен к своим немногочисленным друзьям, а иногда и даже нетерпим к ним. Ким Пик, ставший прообразом героя фильма «Человек дождя», был гениален в 15 предметах одновременно: математике, истории, литературе, музыке…

«Мама не справляется, плохо воспитывает», так чаще всего реагируют родственники, знакомые и незнакомые люди на поведение малыша. Да и самим родителям трудно представить, что их чадо чем-то болеет, особенно если это связано с психическими расстройствами. Оттого, говорят специалисты, многие отказываются от посещения психиатра при прохождении малышом медосмотра.

– Диагноз никто сразу не ставит, – успокаивает Светлана Коротких, – сначала ребёнок находится под наблюдением врача. А вообще, хочу заметить, что нельзя считать всех аутистов умственно отсталыми, порой ребёнок становится талантливым в определённой сфере. В США и Европе идёт активная интеграция таких детей и таких людей в общество, у них есть возможность трудоустроиться, влиться в социум. В нашей стране, к сожалению, они до сих пор – изгои.

В 2012 году на базе детского сада «Синяя птица» была открыта группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом, в 2013-м её перевели в «Журавушку». Сегодня группу посещают пять малышей. Небольшая наполняемость позволяет организовать индивидуальную работу с каждым ребёнком, а то, что они воспитываются в условиях детского сада, с другими детьми, положительно сказывается на их социальной адаптации.

– Трудность в том, что сегодня ни один вуз не готовит специалистов конкретно для работы с аутистами, на дефектологических факультетах есть лишь несколько часов, – говорит Людмила Редикульцева, учитель-логопед детского сада «Журавушка». – Нет конкретных образовательных программ. Есть отдельные для детей с нарушением слуха, с нарушением зрения и так далее, а для детей-аутистов – нет. Нам приходится трансформировать имеющиеся программы под их нужды. Включили несколько разделов, например, таких, как коррекция проблемного поведения, формирование коммуникативных, культурно-гигиенических навыков и, хочу сказать, за год мы добились определённых результатов – у детей появился интерес, они ходят на занятия.

– Каждый ребёнок – это космос, – подхватывает Татьяна Крылова, – и здесь главное – суметь подобрать ключик к нему, чтобы помочь. Мы в своей группе применяем метод инклюзирования – к нам приходят дети из групп общего развития, проводятся совместные занятия. Считаю этот проект удачным.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. В резолюции Генеральной Ассамблеи выражается обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования. Резолюция рекомендует принимать все меры для информирования общества, в том числе семей, о проблеме детей, страдающих аутизмом.

С мая этого года на базе окружного психоневрологического диспансера начала работать школа для родителей детей, страдающих аутизмом. Занятия проводятся в среднем один раз в месяц. Посетить их могут не только родители и родственники, но и другие лица, заинтересованные в получении полной информации.

– Помимо школы мы в течение года организуем индивидуальные психокоррекционные занятия с детьми на развитие памяти, мышления, речи и так далее, – рассказывает Анна Панасенко, медицинский психолог ПНД. – Психодиагностические обследования проводятся несколько раз. В первый – выявляем мишени для коррекции, с чем дальше работать и на что опираться. В последующие – проверяем эффективность подобранных методик. В основном к нам ходят дошкольники, потому мы применяем куклотерапию, песочную терапию, сухой бассейн предназначен для снятия эмоционального напряжения. Мы хотим добиться, чтобы ребёнок в дальнейшем мог быть самостоятельным, улучшить его взаимоотношение не только с родителями, но и с другими людьми.

В завершении семинара специалисты высказали мнение, что сейчас как никогда необходимо объединение вокруг проблемы и медицины, и педагогики, и общественности – с каждым годом детей с расстройствами аутистического спектра во всём мире становится больше.

Фото к статье
Мир, в котором я живу
Фото:Надежда УЗНИЧЕНКО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт