наверх

Что на долю выпало, всё перенесла

«ПК» № от 2 апреля 2015
Что на долю выпало, всё перенесла

Так получилось, что в начале мая Марчана Азанова отмечает сразу два праздника – День Победы и день рождения. 10 мая 2013 года ей исполнится 88 лет.

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в квартиру Марчаны Абдуловны, – ножная швейная машинка с деревянной столешницей на чугунной станине. Детищу Подольского механического завода имени всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина не один десяток лет, краска давно облупилась, видно, что деревянные детали когда-то заменяли, но машинка до сих пор верой и правдой служит своей хозяйке. Да-да, несмотря на свой почтенный возраст, Марчана Азанова по сей день не расстаётся с ниткой и иголкой. Может и наволочку сшить, и халат, и платье. На фотографии она в одном из своих творений.

Это сейчас шитьё для неё – отдушина, то, что называют модным словом «хобби». А когда-то рукоделием Марчана зарабатывала на хлеб для себя, своих братьев и сестёр. После смерти отца в 1937 году и без того скромное финансовое положение многодетной семьи ухудшилось. Жили они тогда под Тобольском.

– Окончила только три класса, а так всю жизнь пришлось работать, подростком всю мужскую работу выполняла. И корчевала, и пахала, и боронила, и коров пасла, и сено косила. Хлеб пекла, шапки шила, чирки (обувь с невысоким голенищем, сшитая из одного куска кожи. – Прим. авт.). Когда война началась, совсем плохо стало, голодно жили. Да ещё два года подряд деревню нашу топило, приходилось землю на носилках таскать, загораживать. Тяжело было.

Великая Отечественная отобрала у Марчаны двоих братьев, ещё двое вернулись раненными, с искалеченными душами. Один из возвратившихся мужчин, воевавший под командованием маршала Советского Союза Родиона Малиновского, старался никогда не говорить о том, что ему довелось пережить, и лишь когда выпивал рюмку-другую, плакал и рассказывал такое, от чего у родных волосы вставали дыбом. Как падали от голода измученные лошади, как солдаты отрывали куски мяса от дохлых животных и ели. Как сами валились от усталости и засыпали, не обращая внимания на трупы по соседству.

– От одного-то брата долго ничего не было, потом пришло от него письмо, что ног нет. Мы ещё с мамой подумали, что пугает нас. Обрадовались, что живой. А буквально через три дня на него пришла похоронка.

После войны Марчана Азанова подалась на Север. Привыкшая с детства к труду, тяжёлой работы не гнушалась, бралась за всё, что предлагали. На катравожской звероферме ухаживала за животными, в салехардских яслях топила печки, десять лет отдала городской станции скорой медицинской помощи – сначала была прачкой, потом перевелась в санитарки. Вспоминает, как мыла полы в универмаге – тёрла некрашеные доски мелким песком, чтобы блестели, как трудилась на почте и в Ямалгражданстрое. Нелёгкой была жизнь моей героини – детей своих теряла, сама сильно болела, лихие люди украли часть наград, но не озлобилась, не сломалась. Посмотришь – во взгляде доброта, а от улыбки веет теплотой. Долгих лет жизни вам, Марчана Абдуловна!

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт