наверх

Солдат сыт, одет, обут и в безопасности

«ПК» № от 30 июля 2015
Солдат сыт, одет, обут и в безопасности

Повестку из военкомата Михаил Ермаков сохранил. На память. 

В 90-е годы прошлого века в армии служить было не модно, многие откупались, была такая возможность и у Михаила Ермакова. Но... 

– Захотелось поменять что-то в своей жизни. Папа поддержал, мама, конечно, в слёзы, – вспоминает 1995 год директор салехардского рынка «Дары Ямала». 

20 мая покинул он родной Муравленко. Призывной пункт в Ноябрьске, потом Тюмень, куда приезжали «покупатели» из разных воинских частей. 

– Условия были очень жёсткие, в Тюмень свозили призывников из всей области, нас были тысячи. Спали одетыми, по три человека на двухэтажных нарах. И так полторы недели, а бывало, и месяцами ждали, пока заберут. 

Ещё была неделя ожидания в Екатеринбурге, только потом – войска ПВО, воинская часть 25957 – в Новоуральске (Свердловск-44). Закрытый город, под землёй ещё один, где на заводе перерабатывали уран. Под землю даже ходили рейсовые автобусы. По периметру Новоуральска забор и колючая проволока. 

А военная часть маленькая, всего 55 человек, но зато спокойно и сытно – заботливый командир делал всё возможное и невозможное, чтобы в те непростые годы солдат был сыт, обут, одет и в безопасности. 

– Сложно было с продовольствием, а в части – свои свинарник, теплица, всегда было мясо, картошка, знаменитую перловку мы практически не видели. Со свиньями однажды вышел казус. Нужно было на время проверки излишки вывезти из части. Пять взрослых свинок загрузили в деревянный прицеп и поехали через город. Я на светофоре в центре остановился, смотрю в боковое зеркало – свиньи бегут по дороге. Ловили с прохожими их по всей площади, жаль, тогда сотовых не было, чтобы заснять. В то время война в Чечне началась, и были ребята, которые пытались добровольцами уйти воевать. Командир, спасибо ему, не пускал никого. Кто сильно рвался, он их отправлял на дальние точки на Ямал. Говорил, матери ваши доверили вас мне, я вас в целости и сохранности верну обратно. Очень хороший был командир.

Два года вместо первоначальных полутора отслужил Михаил и не жалеет, шесть месяцев добавили Указом «сверху». Хотя, признаётся, «скучал по маминым вкусным пирожкам» и вообще по привычной домашней обстановке. Но вошли в привычку ранние подъёмы, зарядка в любую погоду на улице, строем под песню «У солдата выходной...» поход в столовую и ежедневная пешая «прогулка» к позиции, где в трёх километрах от части располагалась вся военная техника ПВО Уральского федерального округа – до 18 тысяч единиц, в том числе и пусковые установки, зенитно-ракетные комплексы С-300 «Фаворит». Обслуживать это мощное «железо» было задачей солдат-срочников. 

А вечером, в свободное время, кто читал, кто оформлял дембельский альбом, надо было чем-то заниматься, лежать же нельзя, даже садиться на кровати не положено. До отбоя на синих одеялах с тремя белыми полосками ни морщинки не должно быть. Полоски – в одну линию, значит, в армии порядок. Только в те годы государство от военных отвернулось, зарплаты были столь малы, что офицерам приходилось занимать у срочников, которым родители слали переводы на сигареты и конфеты. 

Михаил с особым чувством показывает фотографии – «вот мы с парнями у столовой, вот...». Ту, что у бани быстро закрыл, хотя ничего такого, как на пляже, только на месте плавок – листья лопуха. Посмеялись. 

На второй год службы так все привыкли к армейской жизни, что и домой не особо хотелось. А на родине родители считали дни до прибытия сына. При встрече – традиционные слёзы радости. 

Всего два года, а армейские друзья и через столько лет постоянно на связи. 

– Я считаю, каждый мужчина должен отслужить, совсем по-иному смотришь на себя, на других, серьёзность появляется, ответственность. 

Михаил не против повторить солдатский опыт, но не более чем на месяц, считает, всё надо делать в своё время.

Фото:из личного архива Михаила ЕРМАКОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт