Хорошее начало заложено. «Мир без границ» начинает второй сезон для юных салехардцев.
На базе детского центра Музейно-выставочного комплекса имени Шемановского в прошлом учебном году был реализован особенный проект «Мир без границ». Он предназначался для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Эта идея оказалась настолько нужной, своевременной, а главное, результативной, что в этом году особый клуб продолжит свою работу. Здесь ребята открывают для себя новый мир и раскрываются сами. Они учатся, познают звуки и запахи, флору и фауну, самобытность Ямала и разноликость страны. Поэтому далеко не случайно музей стал именно тем местом, где для ребят проводятся занятия по их возможностям и интересам. Здесь можно увидеть то, о чём рассказывают педагоги или написано в книгах, и прикоснуться к этому.
– «Миру без границ» в жизни музея было выделено особое место, – рассказывает директор МВК Татьяна Копцева. – Это необычный проект. Его уникальность заключена в нескольких направлениях, которые включают различные формы работы, основанные на методиках от Монтессори, Штайнера до народной педагогики, всевозможные виды терапии. Большую роль играет волонтёрство, когда люди, не будучи специалистами, попадают в среду работы с особенным ребёнком и проживают с ним отдельные моменты жизни. У них складывается свой диалог с детьми, появляется свой язык общения. Именно тогда происходит внедрение в некую особенную среду. И главное, что мы используем музей не только как площадку, а именно как основу этой среды, потому что главным в проекте является музейный предмет.
Автором и руководителем уникального проекта стала Людмила Костинёва. Она создала свою программу на основе музейных коллекций, с учётом того, какие экспонаты хранятся в фондах ямальской сокровищницы.
– Музей – это такое место, в котором много других запахов, звуков, с которыми дети не сталкиваются в своей жизни, – отмечает Людмила. – Когда они приходят сюда, чтобы не пугать их сразу обликами животных за стёклами, на витринах и картинах, мы сначала проводим занятия в детском центре. Например, рисуем и раскрашиваем мамонта, а только потом идём на него смотреть. Программа рассчитана на несколько блоков: знакомство с музеем, ремёсла, которые мы изучаем и в которых пробуем сами себя, игры.
Особый клуб посещают 25 ребят. Когда всё начиналось, у организаторов не было достаточного опыта. Большую поддержку в организации занятий оказали рижские специалисты учебного центра социальной интеграции. Благодаря такому сотрудничеству удалось подготовить грамотных волонтёров.
– Мы постарались сделать так, чтобы знания, которые подаются детям, были им доступны и понятны, – говорит директор благотворительного фонда «Ямине» Дмитрий Фролов. – Мы постепенно начинаем от таких понятий, как размер, пространство, время, чтобы ребята различали, что такое «вчера» и «пять тысяч лет назад». Этот проект своего рода творческая лаборатория, которая преследует несколько целей: знакомство с музейными коллекциями, экспозициями в доступной для таких детей форме, и, что очень важно, – социализация. В этом году мы хотим включить и элементы реабилитации. С ребятами будет заниматься соответствующий специалист.
Организаторы отмечают, что участников становится всё больше. А это свидетельство того, что результат деятельности клуба, как говорится, на лицо.
– Спасибо огромное, что появился этот проект, – выражает благодарность организаторам Зинаида Кузакова, волонтёр и мама участницы, 13-летней Карины. – Здесь мы открыли новый мир, в перспективе – много планов, предложений. Я на все сто процентов готова быть полезной для этого проекта. После того, как мы стали посещать занятия, у дочки появилась мотивация, прежде всего, к учёбе. В этом году она, как никогда, собиралась в школу. Говорила, что хочет видеть детей, общаться с ними. Это большой прогресс, потому что она очень замкнутая. Здесь у всех глаза горят, дети уходить не хотят. Приятно, что даже мы, родители, стали между собой общаться, друг друга поддерживать.
Занятия будут проходить, как и прежде, два раза в месяц. Как отмечают родители, здесь нет понятия учитель и ученик. Здесь все равны, и это даёт возможность маленькому особенному человечку открыто проявить свой огромный внутренний мир.