Сведения о своих родственниках девятиклассник Дима Витязев узнавал, расспрашивая родителей, знакомился с семейным архивом, искал нужную информацию в интернете. Ему было интересно, как исторические события отразились на биографии предков.
О чём книги дворян
На уроке истории я узнал, что родословные книги в прошлом вели знатные дворяне. Они гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, они дорожили честью фамилии. А что мы знаем о своих родственниках? Есть ли в биографии наших родных то, чем мы можем гордиться?
Мне удалось найти ответы на эти важные вопросы. Поэтому сегодня я уверен, каждый из членов моей многочисленной родни достоин, чтобы о нём рассказать. Но сейчас я расскажу лишь о некоторых из них.
Её звали Татьяна, и было ей 105 лет
Начну с родных по маминой линии. Моя мама – Олеся Валерьевна Витязева, в девичестве – Бутакова. Мамин дедушка – Иван Дмитриевич Бутаков, в 1941 году был призван на фронт. После ранения он прошёл курсы младших командиров в городе Бийске. Воевал в кавалерии. Был контужен и очень долго лежал в госпитале, а в это время родные получили на него похоронку. Подлечившись, дослуживал в польском городе Плехове в комендантской роте. Вернулся домой только в 1946 году. После войны мой прадед работал учителем труда в школе в родном селе, затем председателем сельпо, инженером-нормировщиком на шахте. В сентябре 1967 года приехал на Север, в посёлок Горки Шурышкарского района, где работал старшим инженером-нормировщиком Горковского рыбозавода.
Отец моего прадедушки, Дмитрий Тимофеевич Бутаков, был недюжинной силы: помогал вытаскивать даже лошадь с возом сена. Маму прадеда, то есть мою прапрабабушку звали Татьяна Степановна, в девичестве Гребёнкина. Она прожила 105 лет.
Семья моих предков была сослана в Томскую область, в Нарым, а было у них 13 детей. Когда через шесть лет они вернулись обратно, в живых остались только четверо: Пелагея, Арина, Иван (мамин дедушка) и Василий. А в 1937 году Дмитрий Тимофеевич был арестован по ложному доносу (якобы помогал Колчаку) и в 1939-м расстрелян.
Герой-штурман
Совсем недавно на сайте «Подвиг народа» мы наткнулись на наградные листы сыновей и мужа Пелагеи Дмитриевны Бутаковой, дочери Дмитрия Тимофеевича и Татьяны Степановны.
Старший сын Пелагеи – Василий Иванович Красиков в первый год Великой Отечественной войны был призван и направлен в Ачинскую лётную школу. Осенью 1943 года ему присвоили звание младшего лейтенанта и отправили на фронт. Судя по документам, он воевал штурманом бомбардировщика дальней авиации в 313-й бомбардировочной авиационной Бежицкой дивизии. Иногда выполнял по девять вылетов в ночь, всего совершил 68 боевых вылетов. Из наградного листа мы узнали, что однажды только за один вылет ему удалось уничтожить шесть автомашин, подавить огонь двух артиллерийских орудий, одной пулемётной точки, разрушить четыре здания, а также создать два очага пожара, повредить три вагона и железнодорожное полотно в трёх местах.
За отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и мужество Василий Красиков был награждён орденом Отечественной войны II степени.
После войны он служил в литовском городе Паневежис, был лётчиком-испытателем. 4 июля 1950 года во время учебного полёта погиб в авиакатастрофе.
Ромео и Джульетта Таборских
А по бабушкиной линии с маминой стороны фамилия наша Таборских. И на их долю также выпало немало испытаний. Василий Афанасьевич и Анна Яковлевна Таборских – оба 1911 года рождения, уроженцы хутора Беляевка Челябинской области. Их родители были очень дружны между собой и уже при рождении своих детей договорились, что когда тем исполнится по шестнадцать лет, их поженят. Всё это случилось, наверное, с согласия молодых. Затем была ссылка Василия и Анны вместе с родителями мужа и его сестрой Лидой. Сослали их в 1929 году как зажиточных крестьян. Дорога в Сибирь была очень тяжёлым испытанием: плыли среди льдов на открытых баржах вслед за ледоходом. На Ямал репрессированных привезли в конце мая.
Когда они высадились на берег в посёлке Питляр, жилья там практически не оказалось. Из капитальных построек стоял только консервный завод, оставшийся от купца Плотникова, и несколько домов, в которых жили работники этого купца. А местные жители ханты жили в чумах в Ханты-Питляре. Поэтому первое время все вновь прибывшие находились прямо под открытым небом. Здесь у Василия и Анны родились восемь детей, но не все смогли выжить в тех условиях – в живых остались только четверо.
Преодолевая испытания на далёком Севере, люди почти вручную строили колхоз имени Жданова. Во время войны дедушка Василий работал заведующим молочно-товарной фермы в деревне Милёксим, а бабушка была дояркой. В 1945 году Василий Афанасьевич Таборских был награждён медалью «За доблестный труд».
Дедушка и бабушка моей мамы всю жизнь работали не покладая рук, никогда не жаловались на судьбу. Их самоотверженный труд неоднократно был отмечен властями страны и округа медалями, почётными грамотами и денежными премиями.
Из повести о настоящем человеке
Очень интересна судьба моих предков и по папиной линии. А главное – есть чем и кем гордиться! Оба прадедушки защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны.
Воевал Николай Матвеевич Одинцев на Северо-Западном фронте с апреля 1942 года по март 1943-го рядовым стрелком 227-го стрелкового полка. Три месяца не выходил из боёв двадцатилетний миномётчик лыжной бригады. В одном из боёв за населённый пункт Калининка Ленинградской области рядовой Одинцев, будучи наводчиком, за один день отразил пять атак вражеской пехоты, подавил шесть пулемётных гнёзд противника. В одном из очередных наступлений вражеский снаряд пригвоздил напарника, а самого Николая основательно тряхнуло и сбросило в воронку. Сколько пролежал в ледяной воде и снежной мешанине, он не помнил.
Но только когда пришёл в себя, ужаснулся: ноги в крови, ступней, по сути, нет! Где-то гремела канонада, оглушительно стреляли пушки. Выбравшись из воронки, пополз, оставляя кровавые следы. День сменялся ночью, а он полз и полз. Останавливался, временами теряя сознание. Вьюжный ветер и морозец подстёгивали. Смерть брела по пятам все изнурительно долгих четырнадцать километров, пока не подоспели санитары из медсанбата. Почти повесть о настоящем человеке! Не обошлось без обморожений, гангрены, нескольких тяжелейших операций. За мужество в бою и выдержку Николай Одинцев был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Для восстановления сил он был отправлен в родной Сидельниковский район Омской области. В 1952 году переехал в Салехард, где жили его сёстры. Устроился телефонистом на коммутатор рыбокомбината, где отработал два десятка лет и по результатам своей работы был награждён медалью «За трудовую доблесть».
Я – его тёзка
Второй мой прадедушка по папиной линии – Дмитрий Иванович Витязев, в честь которого меня и назвали, родился в Обдорске (сейчас это наш город Салехард) 8 ноября 1901 года. В семнадцать лет его взяли в армию, он принимал участие в Первой мировой войне.
А до Великой Отечественной войны дедушка работал рыбаком. На фронт был призван в сентябре 1941 года. Через месяц принял присягу в 94-м стрелковом полку. В бою был тяжёло ранен в голову, поэтому с июня по август 1944 года находился в госпитале, затем был направлен во вторую механизированную бригаду – стрелком. Ещё дважды дедушка был ранен и после лечения в госпитале каждый раз возвращался в свою родную бригаду. Для него война закончилась на озере Балатон в Венгрии, после Победы был демобилизован в августе 1945 года. В числе его дорогих наград – медали «За победу над Германией» и «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».
Среди представителей нашего рода хотелось бы выделить и Ивана Васильевича Витязева. Это был очень сильный и выносливый человек, который на оленьих гонках среди оленеводов всегда был первым. Рассказывают, что сильных соперников он обгонял на оленях, а слабых гонщиков обходил пешком. Поэтому и прозвище у него было «Рэдьес-Вань» («Рысь-Вань») – «бегущий рысью».
Папин прапрадедушка Василий Андреевич Витязев получил прозвище «Васька-рысак», так как с детства очень быстро бегал. А брата моего прадедушки Дмитрия Ивановича – Георгия Ивановича все звали «Король тундры» за то, что он в любую непогоду очень хорошо ориентировался на местности и умел найти верный путь.