Вот-вот начнётся учебный год. Ваш ребёнок пойдёт в школу. Для него наступит новый этап в жизни – сложный и принципиально отличающийся от предыдущего – теперь он ученик.
Для мам и пап – это тоже нелёгкое испытание. Ведь следующий год потребует не только максимального участия в жизни ребёнка, но и специальной подготовки, без которой родители рискуют стать виновниками школьных стрессов своего чада. Чтобы избежать этого, психологи дают несколько советов.
1) Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.
3) Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать. Убедитесь, что ребёнок попил достаточно воды.
4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
5) Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
6) Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам.
7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат ребёнка. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.
8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15:00 до 17:00. Занятия вечерами бесполезны, ребёнку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Завтра придётся всё начинать сначала.
9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15-минутные переменки. Во время таких переменок важно, чтобы ребёнок встал и подвигался, размялся.
10) В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…». Такая формулировка объясняет ребёнку определённую последовательность событий. Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кровать, я смогу тебе почитать».