В 2013 году исполнилось двадцать лет со времени бурной дискуссии окружного Совета народных депутатов ЯНАО о переносе административного центра Ямала.
Собственно идея переноса административного центра из Салехарда возникла задолго до её официального обсуждения. Уж больно неприглядным на фоне молодых городов нефтегазовой зоны был в те годы Салехард. И Президент России Борис Ельцин, приехав сюда, отметил, что так жить нельзя.
На сессиях окружного Совета регулярно поднимался этот вопрос, и весной 1993 года депутаты из Ноябрьска, Нового Уренгоя, Надыма потребовали обсудить проблему.
Разговор состоялся весьма бурный, похожий на дебаты украинского парламента, лишь без рукоприкладства. Было предложено образовать специальную комиссию во главе с Александром Кузиным, председателем окружного Совета, и Львом Баяндиным, главой администрации ЯНАО. Комиссии поручалось досконально «изучить вопрос о переносе административного центра округа из г. Салехард в г. Новый Уренгой».
Когда боевой запал депутатов от промышленной зоны прошёл, они поняли, что предлагают не самый лучший вариант, так как в итоге получат себе в город всю систему государственной власти, от которой им всегда хотелось держаться на расстоянии. Поэтому, раскланявшись со своими вчерашними оппонентами, они практически единодушно решили и постановили: Салехарду быть столицей региона!
В сентябре 1993 года депутаты Совета обсудили и приняли заявление комиссии о возможности переноса. В документе отмечалось: «Исторически первый и долгое время единственный город региона Салехард стал его естественным центром. Однако с появлением на территории Ямало-Ненецкого автономного округа крупных индустриальных центров в районах нефтегазодобычи Салехард потерял свою тотальную уникальность, что послужило поводом постановки вопроса о специфике его функций как города – административного центра региона и столицы этноавтономной территории». Вместе с тем, отмечала комиссия, «Салехард является единственным городским центром общерегионального значения, функции которого никем не дублируются».
В документах тех лет по данному вопросу часто звучал термин «этнический центр». В то время в силу экономических особенностей сложились напряжённые отношения между сельской и промышленной зонами региона, между федеральным центром и молодым субъектом Федерации. Салехард не был ангажирован определёнными властными и нефтегазовыми структурами, сохраняя свой свободный и равноценный статус столицы субъекта Федерации. Салехард – центр национальной территории, а потеря статуса этнического центра автоматом вела к потере статуса автономного образования, и, случись такое, вид из вашего окна мог бы быть иным, и не только в Салехарде. Все эти особенности – этнические, экономические, административно-политические – тщательно изучили и просчитали депутаты окружного Совета.
В 1994-м, через год после заседания комиссии, были приняты статус Салехарда, закреплённый затем в Уставе автономного округа, программа развития и ряд других документов, реализация которых принципиально изменила образ и облик города. Сегодня уже никто не оспаривает его роль как административно-делового и культурно-исторического центра арктического региона на севере Западной Сибири.
Но жизнь идёт вперёд, и на перспективу XXI века властям города и округа предстоит разрешить ряд существенных вопросов, касающихся развития ямальской столицы, – в интересах самого Салехарда и всего автономного округа в целом, руководство которым осуществляется из города на Полярном круге.