По страницам истории
Всё меньше остаётся ветеранов войны – свидетелей и участников тех событий, всё чаще для исследования этой темы мы обращаемся к архивным документам, которые достоверно сохранили нашу историю, память о людях и событиях.
По законам военного времени
Документы по личному составу Салехардского рыбоконсервного комбината за 1941–1945 годы, находящиеся на хранении в архивном отделе (муниципальном архиве) администрации города Салехарда, могут рассказать не только о деятельности предприятия, но и поведать жизненные истории горожан. Работая в суровых северных условиях, люди вносили свой посильный вклад в обеспечение фронта необходимыми материалами и ресурсами, тем самым помогая одержать победу над ненавистным врагом.
Салехардский рыбоконсервный комбинат был одним из основных предприятий города как в предвоенные годы, так и во время Великой Отечественной. Война внесла свои коррективы в его работу. Все рабочие и служащие в возрасте от 16 до 60 лет в обязательном порядке обучались противовоздушной и противохимической обороне, занятия проводились после работы в красных уголках. На базе комбината был создан 26-й дивизион управления Омской базы военизированной флотилии НКРП, которому был присвоен № 18. Личный состав основных цехов рыбокомбината был сведён в отряды дивизиона.
Кроме того, согласно приказу комбината по личному составу от 29.06 - 30.06.1941 года № 90, был введён «десятичасовой удлинённый рабочий день», усилена внутренняя охрана комбината за счёт установления ночных дежурств.
И дети приближали победу
К работе были привлечены и подростки от 16 до 18 лет, которым был установлен восьмичасовой рабочий день. О том, как работали ребята в годы войны, свидетельствуют и воспоминания Зинаиды Степановны Завьяловой (Уткиной), которая вместе с семьёй в 1939 году приехала в Салехард.
– Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. В июне 1941 года нас, учащихся шестых классов, собрали в горисполкоме и объявили, что все должны работать, ловить рыбу, чтобы приблизить победу и победить врага. Нам выдали специальную одежду для работы в цехах: серые льняные халаты и косынки. Каждый день перед работой у нас проверяли состояние ногтей на руках. Трудовых книжек для подростков не заполняли. Зарплата выдавалась облигациями государственного займа, которые через месяц-два мы сдавали в помощь фронту. Часто нас отоваривали вместо зарплаты рыбной обрезью. Уставали мы сильно, – вспоминает Зинаида Степановна. – Особенно тяжело было работать, когда приходили теплоходы. В субботу, воскресенье шла погрузка продукции. Мы на спине таскали «горбуши» – подставки для ящиков, которые одевались на спину как рюкзак. На эти «горбуши» устанавливались ящики с консервными банками – по 20 штук. Катали по трапу и бочки по 100 кг, в которых были засолены головы муксуна, щокура. Всё это отправлялось в Омск на военные заводы...
О качестве продукции не забывали
В предвоенные годы и в начале Великой Отечественной войны произошло увеличение численности работников комбината за счёт принудительных миграций. В округ были сосланы немцы из Поволжья, финны, жители Ленинградской области, Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. В документах по личному составу, принятых на хранение в муниципальный архив, имеются списки работавших на комбинате людей, которые были эвакуированы с фронтовых районов на время войны, а также спецпереселенцев.
Приказы по личному составу, ведомости по начислению заработной платы в 1941–1943 годы писались чернилами перьевой ручкой, а если ручек не хватало, – карандашами, за неимением бумаги – на газетах между строк и этикетках продукции комбината «Щука», «Мелкий частик», «Муксун», «Пыжьян», которые склеивали в листы.
Этикетки продукции комбината также указывают на следующие особенности: консервы выпускались томатные, и переработке подвергалась не только «чёрная» рыба – налим, ёрш, щука, карась, окунь, язь, но и благородная «белая» – муксун, сырок, нельма, пыжьян. Всё отправлялось преимущественно в Фонд обороны.
В тяжёлые годы войны не забывали о качестве продукции, выполнении санитарных правил. Из приказа по личному составу № 7 от 15.01.1941 года следует, что с 1 февраля 1941 года на комбинате была образована бактерио-
логическая лаборатория, на которую возлагалось проведение баканализов продукции рыбозаводов Ямало-Ненецкого автономного округа. Для работы райбаклаборатории были выделены две комнаты в помещении существующей лаборатории комбината.
В целях выполнения санитарных правил работники отделений расфасовки, закатки, соусного и панировки рыбы в обязательном порядке должны были ежедневно перед началом смены пройти обработку рук (маникюр), для чего было выделено место в красном уголке, где находился также парикмахер, и отведено время с 10:00 до 12:00 и с 22:00 до 24:00. После пройденной процедуры обработки рук мастерам консервного цеха выдавались бирки установленного образца, а их отсутствие было основанием для недопуска к работе.
Премия – «полушерстянка на костюм»
Несмотря на все тяготы военного времени, люди жили и работали «с огромным желанием оказать помощь нашей доблестной Красной армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Салехардский комбинат, как и все предприятия нашей страны, участвовал в социалистических соревнованиях, брал на себя обязательства по досрочному выполнению годовых планов по рыбодобыче, выработке консервов и рыботоваров. Достижения работников фиксировались в списках «Лучшие стахановцы и ударники», за свой труд они получали благодарности и премирование в виде «полушерстянки на костюм». Обо всём этом свидетельствуют пожелтевшие от времени документы по личному составу Салехардского рыбоконсервного комбината. Они сохранили для будущих поколений не только историю героического труда людей в годы войны, но и дух того времени.
Елена ЯРМАМЕТОВА,
главный специалист архивного
отдела (муниципального архива)
администрации города Салехарда
Фото муниципального архива и из личного архива Юрия Морозова