наверх

Впервые за Полярным

«ПК» № от 15 декабря 2016
Впервые за Полярным

На западе нашего округа, на полуострове Ямал, активно формируется новый индустриальный район топливно-энергетического комплекса. В перспективе он превзойдёт по мощности Надым-Пур-Тазовский, став новой бюджетной базой региона.

Жестокий климат стимулирует

Промышленные компании, которые сегодня выходят на полуостров, работают в сложнейших климатогеографических условиях, не сравнимых с Надым-Пуровской зоной, где создано первое звено ямальского ТЭКа. Углеводороды полуострова скрыты в труднодоступном районе с исключительно тяжёлым климатом.

Полуостров – это вечная мерзлота, продолжительная зима и низкие, до минус 50°C, температуры с сильными ветрами. Поэтому Газпром, НОВАТЭК и другие компании применяют на полуострове высокоэффективные инновационные технологии и технические решения. Многие из них разрабатывались специально для климатических условий Ямала ведущими российскими научными институтами и предприятиями и не имеют аналогов.

Три газовых промысла

Газпром начал массированные работы в зоне Бованенковского месторождения, которое по запасам в 4,9 трлн кубометров газа отнесено к крупнейшим в мире. В 2012 году на месторождении введён в эксплуатацию первый газовый промысел мощностью 60 млрд кубометров газа в год, его виртуально запустил Владимир Путин. В декабре 2014 года запущен в эксплуатацию второй ГП-1, мощностью 30 млрд кубометров в год. Всего на месторождении будут работать три газовых промысла, что позволит довести производительность до 115 млрд куб. м газа в год. После выхода месторождения на «полку добычи» его производительность увеличат до 140 млрд кубометров в год. А пока добычу наращивают постепенно, исходя из потребностей рынка.

Для транспортировки газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор: в 2012 году введён в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково – Ухта», идёт строительство газопровода «Бованенково – Ухта-2». Эти трубопроводы – транспортные системы нового поколения, газ в них идёт под давлением 120 атмосфер. Сложным участком при строительстве системы транспортировки газа стал подводный переход через Байдарацкую губу – один из крупнейших заливов Карского моря. Укладка подводной части газопровода в сложных природно-климатических условиях стала первым опытом подобного строительства в мировой практике.

В недрах полуострова Ямал открыто 32 месторождения углеводородов: около 30 триллионов кубометров природного газа; около 1,6 миллиарда тонн газового конденсата; порядка 300 миллионов тонн нефти.

Бованенково – это базовый узел для подключения к «трубе» других залежей газа. Среди них – Харасавэйское, Крузенштернское месторождения, где валовую добычу оценивают в 217 млрд куб. м газа и 4 млн тонн конденсата в год. Кроме того, в распоряжении Газпрома – Тамбейская промышленная зона из шести месторождений газа, Южная промышленная зона – девять месторождений, её рассматривают как первоочередной объект для добычи нефти. В зоне Бованенково Газпром сформировал систему жизнеобеспечения: автодороги, электростанции, вахтовый посёлок, промышленные базы, железная дорога Обская – Бованенково – Карская, аэропорт. Газпром и его компании вкладывают в регион огромные средства на перспективу десятилетий. А традиционные хозяева региона – оленеводы – получают в промышленной зоне полуострова новые рынки сбыта своей продукции.

Нефтяная провинция

Со стороны Обской губы Газпром-нефть качает «чёрное золото» на Новопортовском месторождении. Опытно-промышленную добычу нефти здесь начали в 2011 году. В 2016-м месторождение и морской нефтеналивной терминал введены в эксплуатацию, и уже отгружена миллионная тонна нефти марки NovyPort.

Нефть с месторождения доставляется по нефтепроводу протяжённостью более 100 км в зону посёлка Мыс Каменный. Там созданная на берегу Обской губы инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Её круглогодичную отгрузку обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» – единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом.

В зоне месторождения построили и расширяют промышленную и социальную инфраструктуру – дороги, жилые и промышленные базы, энергостанции и тому подобное. Базой освоения стал посёлок Новый Порт, который получил серьёзное развитие. Таким образом, с 2016 года на Ямале действует новая нефтяная провинция, уникальная по условиям эксплуатации, инфраструктуре и транспорту.

Локомотив экономики

Ещё одной стройкой, не имеющей аналогов, в которую вложено около 30 миллиардов долларов и на которую сделана серьёзная ставка для развития региона, стал завод по производству сжиженного природного газа на северо-востоке Ямала на базе Южно-Тамбейского месторождения. Строительство завода мощностью 17 миллионов тонн сжиженного газа в год ведут компания НОВАТЭК, зарубежные партнёры.

Продукцию для завода производят в 25 регионах России. Производственный и социальный комплексы завода СПГ разрабатывали под расчётную температуру минус 65 градусов, этот опыт будет использован при сооружении иных аналогичных объектов за Полярным кругом. Первую производственную линию запускают в эксплуатацию в 2017 году, а на полную мощность «Ямал СПГ» выйдет к 2019 году.

По генеральной схеме

Новым индустриальным объектом, который территориально расположен в зоне полуострова Ямал, станет группа месторождений в акватории Обской губы. Их подключат к Ямбургскому газотранспортному узлу и привяжут к восточной зоне округа. Но часть платежей за пользование недрами пойдёт в Ямальский район, и обустройство акватории повлияет на развитие полуострова. А разработка участков шельфа, прилегающих к Ямбургскому месторождению, обеспечит поддержание объёмов добычи углеводородов в Надым-Пур-Тазовском регионе. По генеральной схеме развития предприятия «Газпром добыча Ямбург» обустройство месторождения Каменномысское-море планируют в комплексе с Северо-Каменномысским месторождением, чьи суммарные запасы превышают 800 млрд кубометров газа. Первым будут обустраивать Каменномысское-море.

Не имеют аналогов

В регионе, где самым массовым и надёжным видом транспорта были олень и вертолёт, строят современные транспортные коммуникации. Надёжную воздушную связь полуострова с Большой землёй обеспечивают два крупнейших для ямальского Заполярья международных аэропорта. Это транспортные узлы на Бованенково и в Сабетте, которые получили сертификаты и обеспечивают перевозку вахтовиков и грузов по воздуху. 

Надёжную сухопутную связь полуострова Ямал с материком и круглогодичные грузопассажирские перевозки обеспечивает построенная Газпромом железная дорога Обская – Бованенково – Карская.Трасса проходит за Полярным кругом и не имеет аналогов по климатическим и горно-геологическим условиям функционирования. Она построена с учётом экономических и экологических требований оленеводства и обеспечивает проход стадам оленей. Дорога обеспечила проведение работ во время вспышки сибирской язвы летом 2016 года. Опыт строительства, полученный на её сооружении, используют при возведении широтной магистрали от порта Сабетта к станции Бованенково. Это вторая железнодорожная линия, которая полностью проходит за Полярным кругом. 

На западном берегу Обской губы строят круглогодичный морской порт Сабетта для трассы Северного морского пути. По реке Обь порт связан с Транссибом, с регионами Западной и Восточной Сибири, открывая им выход по Северному морскому пути на рынки России и Европы. Порт обеспечивает коммуникацию между Северной и Уральской железнодорожными линиями, воздушными и речными путями региона. Сабетта обеспечит перевалку нескольких миллионов тонн груза в год для транспорта по СМП и станет базой для обустройства месторождений полуострова Гыдан.

Фото к статье
Впервые за ПолярнымВпервые за Полярным
Фото:открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт