«Северный широтный ход» – «СШХ», имеет ключевое значение не только для развития Ямала, но и для всей транспортной системы Российской Федерации.
Давний современный проект
Трасса «СШХ» проходит в зоне «мёртвой дороги» Лабытнанги – Салехард – Игарка. Строить её начали в середине прошлого века, а потом с водой пресловутого «культа личности» выплеснули важный для страны трансполярный железнодорожный проект, имеющий глобальный характер для освоения Арктической зоны Западной и Восточной Сибири. Проект пытались реанимировать в семидесятые годы прошлого века, но в ЦК КПСС сказали, что не надо, мол, тревожить тени прошлого… И угробили миллионы полновесных советских рублей на временных транспортных схемах в тундре.
В начале XXI века, когда «тени» стали прошлым, экономическую идеологию проекта поднял на щит губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. В новых экономических реалиях был сформирован проект «Северный широтный ход», отвечающий потребностям страны и региона на длительную перспективу. Последние годы проект обсуждают на различных площадках. Летом 2016 года министр транспорта Максим Соколов отмечал, что в «ближайшем будущем старт проекта состоится. Он имеет ключевое значение не только для развития Ямала, но и для всей транспортной системы Российской Федерации». «Северный широтный ход» свяжет Северную и Свердловскую магистрали. Как отмечал начальник СЖД Сергей Кобзев, в задачу проекта «СШХ» входит усиление инфраструктуры участка Коноша – Чум – Лабытнанги, куда планируют вложить около 80 млрд руб. В границах Северной дороги будет построено восемь разъездов, реконструировано шесть станций, уложено более 160 км вторых путей на участке Инта – Сейда. Также предстоит оборудовать автоблокировкой 180 км участка Чум – Обская. Реконструировать искусственные сооружения и усилить земляное полотно на многолетнемёрзлых грунтах. Усилить устройства электроснабжения со строительством воздушных линий на участке Воркута – Елецкая – Харп – Северное Сияние – Обская.
Затем 19 октября 2016 года губернатор Дмитрий Кобылкин и президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров заключили Соглашение о строительстве первой концессионной железной дороги в России – трассы «Северный широтный ход». Оно предусматривает строительство железной дороги по маршруту Обская – Салехард – Надым – Коротчаево общей протяжённостью 707 километров и прилегающей к магистрали инфраструктуры. Согласно документу округ берёт на себя и финансирование автомобильной части моста через Обь в объёме около 2 миллиардов рублей. А железнодорожную часть моста и полотно трассы построят в рамках концессии. После заключения Соглашения Дмитрий Кобылкин говорил:
– Проекту «Северного широтного хода» много лет, он очень сложный. Безусловно, сейчас нужно активизировать усилия, и мы будем двигаться вперёд. И любую помощь, которая будет нужна от нас, мы предоставим.
Мы полагаем, трасса будет!
Последний раз проект рассмотрели на февральском 2017 года заседании Совета по Арктике, и рекомендовали к подаче концессионной заявки в Правительство РФ. На днях Дмитрий Кобылкин сказал, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта «СШХ», его бизнес-план и финансовая модель готовы к передаче в Правительство и частично варьируются лишь несколькими внешними факторами. А ОАО «РЖД» уже начинает заключать договоры с округом на проведение проектных изысканий. Проект планируют осуществить с 2018 по 2022 годы. О некоторых его экономических деталях для наших читателей рассказал заместитель губернатора Дмитрий Артюхов.
– Важно знать, что мы понимаем в целом по проекту «Северный широтный ход». Это модернизация участка Северной железной дороги от Центральной России до Лабытнанги. Затем основное – в «СШХ» есть участок, который надо построить между Салехардом и Надымом. Кроме того, есть участок от Надыма до Пангоды, он принадлежит ПАО «Газпром», и участок ОАО «РЖД» между посёлками Пангоды – Коротчаево. Поэтому если считать полную себестоимость проекта, то она составит 230 – 240 миллиардов рублей. Если же говорить про «СШХ» в понимании Концессии, то она включает в себя линейный участок дороги, который надо построить между городами Надым и Салехард с нуля, и мост через Обь до города. Себестоимость этого участка составляет 115 – 120 миллиардов рублей. А концессионную заявку на строительство участка по закону подаёт один претендент ОАО «РЖД», который как основной оператор проекта ведёт большую работу по оптимизации проекта и планирует обеспечить высокую эффективность организации строительства. Я думаю, окончательные цифры проекта мы увидим весной 2017 года, когда будет подана официальная заявка ОАО «РЖД» в Правительство РФ, а мы работаем в плотном диалоге с компанией. Так, долгожданную автомобильную часть моста через реку Надым строим за счёт округа, а РЖД строит линейную железнодорожную часть. Для решения вопросов концессионного строительства мы в октябре 2016 года заключили Соглашение с ОАО «РЖД», где расписаны наши роли и обязательства. В целом «СШХ» – уникальный сухопутный проект по транспортной протяжённости, больше таких в РФ нет.
Мы знаем – грузы есть!
Естественно, что судьба любого проекта, даже трансконтинентального, зависит в определённой степени от сроков окупаемости. Дмитрий Артюхов продолжает.
– Сроки окупаемости будут представлены в заявке, но разные элементы проекта «СШХ» имеют и разные сроки. Это сложный, протяжённый и долгосрочный проект, и я предлагаю дождаться официальной заявки и подробно её прокомментировать. В целом экономический эффект для компании «РЖД» достигается за счёт пробега нового груза по всей сети. Но мы понимаем, что «СШХ» даёт экономию для грузоотправителя за счёт уменьшения сроков транспорта и увеличения оборачиваемости подвижного состава. У РЖД возникает также загрузка сетей и, самое главное, бюджетный экономический эффект. Действующая система железных дорог – Транссиб в районе Тюмень – Екатеринбург задыхается. А расширение и реконструкция этого участка обойдётся значительно дороже, чем строительство в тундре новой железной дороги. Так как в центре везде частная собственность – постройки и земля, которые надо выкупать под реконструкцию дороги. И если не строить «СШХ» у нас, то надо идти к государству и просить средства на расширение участка в зоне Екатеринбурга, где всё перегружено. А зачем? Мы построим новую дорогу, расширим грузооборот, снизим риски на действующем участке Транссиба пока единственной трансконтинентальной магистрали, где, если что случится, встанет вся Сибирь и Дальний Восток, как было в девяностые при шахтёрских забастовках.
В последние годы пояс экономической и политической деловой активности всё более смещается в высокие широты, а также на малоосвоенные пока огромные пространства Западной и Восточной Сибири с колоссальными запасами природных ресурсов. И «Северный широтный ход» может стать мощным двигателем индустриального и социального освоения этих регионов, что уже видно на примере заполярных районов ЯНАО. Здесь «СШХ» вовлекает в промышленный оборот ресурсы севера Ямала и Гыдана. На сегодня «Северный широтный ход» состоит из шести звеньев. Первое звено – мост через реку Надым, автомобильная часть которого в сентябре 2015 года введена в эксплуатацию. Второе – линейный участок «Северного широтного хода» от Надыма до Салехарда. Третье – совмещённый мост через Обь в районе Салехарда. Четвёртое – путь от станции Обская до станции Бованенково, которую Газпром построил для освоения Бованенковского месторождения. Пятое звено – участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетта. Шестое звено – новый морской порт Сабетта.
А главный экономический эффект «СШХ» – мы создаём новую индустриальную, транспортную и грузовую базу. В коридоре железной дороги есть много месторождений углеводородов, это грузовая база проекта, их нерентабельно разрабатывать сегодня из-за отсутствия транспорта. А дорога повысит эффективность и экономичность их использования даже при низкой цене, так как грузы будут высокодоходными. Это будет новый груз, который надо транспортировать. (Кроме того, на границе ЯНАО и Красноярского края есть крупные запасы нефти, деловой древесины, освоение этих массивов даст развитие промышленности. Также мост и трасса приведут к освоению месторождений Полярного Урала, ликвидируют транспортную зависимость Салехарда, открывают ему и всему населению западных районов, их хозяйствующим субъектам доступ к круглогодичному дешёвому транспорту. – Ю.М.). Пока мы считаем, что примерные объёмы перевозок по новой трассе составят 24 миллиона тонн в год. Это часть грузов, перенаправленная с Транссиба, и грузы Пуровского ЗПК. Завод в этом заинтересован, так как точка назначения его груза – порт Усть-Луга на Балтике. Туда по «СШХ» для ЗПК выходит самая выгодная доставка, а Пуровский ЗПК даёт в год жидких вывозимых углеводородов около 11 миллионов тонн! Но это пока. Кроме того, в перевозки включаем производство ЗАО «Роспан», Геотрансгаза и других предприятий. Потенциально это продукция Новоуренгойского газохимического комплекса, который мы достроим. Помимо этого, транспортная инфраструктура обладает своей особенной магией – созданная структура транспорта притягивает к себе и производителей продукции, и потребителей. Так, например, РЖД запустила проект кольцевой железной дороги в Москве, преобразовав бывшую промышленную дорогу, это альтернатива метро. Когда считали проект, было много споров и противников, которые убеждали, что он не окупится, но… компания за первый квартал работы вышла на пассажиропоток, который прогнозировали на 2020 год! Они в семь раз улучшили свои показатели, то есть люди нуждаются в транспортной инфраструктуре. Есть и другие примеры удачных проектов и мелких, и крупных, как нефтепровод к Тихому океану. Скептики говорили, что он не окупится, теперь это премиальная труба, доступ к которой стремятся получить многие.
Таким образом, созданная инфраструктура диктует неожиданные решения и результаты. При расчётах по «СШХ» – мы уже, на проектной стадии, видим гарантированный грузопоток в десятки миллионов тонн! А перспективы и практика индустриального развития нашего региона, естественно, увеличит грузопоток. Мы рады, что нас слышат в Москве, понимают в ОАО «РЖД» и отмечают, что Ямал стал драйвером проекта «Северный широтный ход».