наверх

Откровенно о женском счастье

«ПК» № от 8 января 2015
Откровенно  о женском счастье

Кандидат педагогических наук, родившаяся в самый что ни на есть мужской день, ответственная за тысячу с лишним человек. Заядлая рыбачка. Любимая супруга, мама и бабушка. И всё это – Елена Алексеевна Сивицкая. 

О себе

Не знаю, насколько повлияло то, что я родилась 23 февраля. Может быть, и отразилось. Характер есть, не лёгкий, не мягкий. Жёсткости жизнь требует. Насколько высок уровень ответственности директора школы, словами не передать. То, что сегодня возложено на руководителя, не поддаётся никакой оценке, он отвечает абсолютно за всё, что происходит в школе, – за качество образовательного процесса, за соблюдение санитарно-гигиенических норм, пожарную безопасность, поскользнулся ли кто-нибудь и получил растяжение, разбили ли стекло, за всё! Коллектив – 150 человек, это вместе с обслуживающим персоналом, и почти 1300 детей. А есть ведь ещё родители – самая сложная категория. Если с ребёнком можно говорить, можно на него повлиять, то с некоторыми родителями это получается не сразу. 

Меня назначили директором в 1992 году. Так долго руководителем редко кто работает. Есть большая опасность. Когда человек много лет находится на одном месте, он настолько привыкает, что ничего менять не хочется. Взгляд замыливается, никаких реформ не происходит, соответственно, нет развития учреждения. Я знаю об этой опасности и стараюсь её избежать, очень стараюсь. Если постоянно гнать себя вперёд, то, конечно, можно нивелировать все эти вещи. 

Не знаю, что про мой характер говорят дети, но за все эти годы ни один из учеников мне не сказал плохих слов, только хорошее, значит, я не так уж и допекала их (улыбается). Это моё педагогическое счастье.  

Об увлечениях

Я заядлая рыбачка. Откуда это? Я родилась в Овгорте Шурышкарского района, и отец – рыбак и охотник – всегда брал меня, маленькую, с собой. Сохранились фотографии, где мне года два, мы с отцом на деревянной лодке, я наблюдаю за водой, а он придерживает меня. Брат любил рыбачить, и муж тоже охочий до рыбалки. 

Мы стараемся использовать любую возможность. Летом никогда не сидим дома, после работы сразу на реку. Зимой ездим практически каждую неделю. За Белоярск, там щука хорошо ловится, в Катравож, за Зелёный Яр. Ездим на снегоходе. Бывало, попадали в пургу – заезжали в кусты, пережидали, чтобы не заблудиться. Муж – уникальный человек, он чувствует ситуацию, и поэтому я всегда абсолютно спокойна. 

На рыбалке нет ни злости, ни зависти, ничего, только азарт. Какое-то очищение происходит, там чистые отношения между людьми и природой, людьми и людьми.  

Мама и тётя у меня были заядлыми ягодницами и грибницами, я в них. В детстве я даже не представляла, как это можно в лес не ходить. Я могу подолгу находиться в тундре, не боюсь в глухие места забираться. Меня нередко спрашивают: как вот ты одна ходишь? А там, собирая ягоды, столько можно передумать, такие вещи в голову приходят! Здесь в городе, в цейтноте, не всегда решения сразу находятся, там же проблему можно разложить по полочкам, продумать то или иное действие в мельчайших подробностях, и, как показывает практика, всё это приводит к нужному результату. 

Конечно, иду больше за процессом, чем за результатом – я без ягод и грибов не умру, но всё равно ягоды, собранные собственными руками, есть приятнее, и угостить всегда есть чем.  

Об отдыхе

«Берег турецкий» нужен в плане ознакомления. Да, например, в Египте красивая пустыня, красивое море, но сказать, что у меня идея фикс – отдыхать только за границей, нельзя. 

Отдых же разный бывает. Если бы мне предложили выбрать между пятизвёздочным отелем и избушкой на Полуе, я бы выбрала избушку. И желательно на длительное время. Я бы, честное слово, вообще не приезжала в Салехард. Каждый раз говорю мужу: Витя, оставь меня здесь, на что он мне отвечает: ты же через месяц взвоешь. Когда выйду на пенсию, поставлю такой эксперимент, ну не успеваю я насытиться лесом. Возвращаюсь в город, а через какое-то время опять начинаю думать, вот бы поехать туда. Говорят, чтобы человек не сошёл с ума от нагрузки, ему надо расслабиться. Все по-разному расслабляются, а я вот так. Выезд на природу для меня ценная вещь. 

О работе

Во вторую школу я пришла в августе 1986 года. Совершенно не собиралась быть педагогом, глубоко и серьёзно занималась наукой, я – химик. Окончила Тюменский госуниверситет, получила направление в аспирантуру, но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Салехард. На работу поначалу нигде не брали, спустя время устроилась в Дом пионеров вести кружок, а потом мама, она тогда работала во второй школе, посоветовала обратиться к её коллеге Гертруде Иосифовне Кичигаевой. Та сказала: «Лена, у нас будет место. Если ты хочешь, давай будем работать». Директор Алла Ивановна Пуговкина встретила очень строго. Посмотрела сверху вниз: «Имейте в виду, летуны нам не нужны». Я ответила, что летать не собираюсь. Так и началась моя педагогическая деятельность. Три года – учителем, ещё три – заместителем директора, а потом, в 28 лет, назначили руководителем. 

Современные дети – хорошие, я всегда их защищаю. Среди них есть и такие же продвинутые, и герои, и такие же трусы, всё, как раньше. Только на другом уровне, на другом витке. Я люблю своих школьников. 

О городе

Я не обижена в плане оценки заслуг, у меня есть высокие звания почётного и заслуженного работника образования. Было приятно стать почётным гражданином Салехарда, это уже народное признание. 

Я в Салехарде с пяти лет. Честно признаюсь, тот, прежний, город люблю больше. Конечно, сейчас Салехард красивее, я всегда в отпуск беру фотографии, показываю, смотрите, какой он стал. Но тот был, мне кажется, добрее, человечнее. Сегодня всё заменяется асфальтом, дети растут не от природы, а от асфальта, для меня это печально. Салехард был уютным и свободным, замечательный стадион, горки, мало машин. Не было страха. Сейчас идёшь с ребёнком на площадку, постоянно держишь его за руку и на площадке всё время рядом находишься, я такого в детстве не ощущала. 

Когда разрушали старое здание школы, я плакала, было так больно. Казалось, каждая доска кричит. Новое здание, честно, я просто ненавидела. Но то, во что вкладываешь душу, со временем всё равно становится родным. Считаю сама и другим говорю, что надо смотреть не на стены, главное – сохранить дух, и, по-моему, получилось. То же самое и про город. Жить прошлым нельзя, не надо грустить. У меня впереди замечательная красивая жизнь, зачем постоянно убиваться по тому, что ушло. 

О любви, и не только

Я счастливый человек, и мне многое дано. Я счастлива как мать – у меня хорошие дети, подрастает внук. Счастлива как дочь, мои родные – замечательные люди, которые пережили столько, что все мои проблемы меркнут. И они достойно вынесли выпавшие на их долю испытания. 

Я счастлива как женщина, с удовольствием констатирую, что любовь с годами не ушла, мне до сих пор говорят: любимая, дорогая. Радостно, когда рядом есть человек, который понимает тебя, гордится тобой и твоими успехами. Которому важно душевное состояние жены, а не тарелка супа, суп, в конце концов, можно и самому сообразить. Мужу, наверное, не всегда бывает легко со мной, но я никогда не слышала в свой адрес ничего плохого. 

Я не боюсь возраста. Раньше казалось, 22 года – уже старуха, 40 – катастрофа, 50 лет – мама моя! Но и в 50, и в 70 можно оставаться красивой женщиной. После юбилея я подумала: жизнь-то просто сказка, столько ещё нереализованного, столько возможностей воплотить идеи в жизнь. Нет такого: всё, Лена, закончились идеи. Я как-то попала в санаторий, где были 80 – 90-летние. Сколько среди них было людей, достойно несущих свой возраст, с которыми интересно говорить, находиться! Я тогда подумала, что 80 – это вообще не предел. Хочу сказать женщинам, которым под пятьдесят и за пятьдесят – за возраст надо меньше всего переживать, не надо опускать руки, ныть о старости абсолютно ни к чему, столько ещё можно совершить. Некоторые люди живут не очень счастливо, на мой взгляд, потому, что они не видят или разучились видеть то, даже самую мелочь, чему можно радоваться. 

Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт