наверх

Учитель и неутомимый романтик

«ПК» № от 1 июля 2015
Учитель и неутомимый романтик

При слове «учитель» на меня наплывают воспоминания о моём военном и послевоенном детстве и о людях, носителях этой прекрасной профессии, ибо в то трудное время именно они открывали нам мир прекрасного.

В тюменском землячестве «Полярный крут» люди этой профессии составляют примерно треть, а эти строки посвящаются одному из самых ярких представителей учительской профессии: заслуженному учителю школы РФ, отличнику народного образования СССР Владимиру Ивановичу Шмакову, который в эти дни отмечает 70-летний юбилей.

Он родился 24 декабря 1941 года. Грозные раскаты фронта докатились и до Сибири. Деревня жила в бабьем страхе от частых похоронок, от непосильного женского труда и полуголодного детства. Из тех страшных лет Володя запомнил желанный кусок чёрного хлеба с лебедой, мёрзлую картошку, поджаренную на раскалённой докрасна железной буржуйке, корову-спасительницу да печальные глаза и тёплые руки бабушки.

Путь был трудным, но удивительно разнообразным и интересным. Сельская школа дала ему путёвку в жизнь, открыла в нём наклонности вожака и общественника. Она же определила и будущую профессию. Первый областной лагерь школьного комсомольского актива «Ровесник-1», постоянные спортивные встречи в сборной района по лыжным гонкам, общение в коллективе художественной самодеятельности школы и сельского клуба научили простому общению со сверстниками.

После окончания десятилетки и курсов в Тюменском ИУУ остался работать учителем труда в родной школе, но хрущёвская оттепель внесла большие перемены в жизни селян. Семнадцать колхозов объединились в один. Две сотни объединившихся комсомольцев избрали Володю освобождённым комсомольским секретарём.

1962 год. Поступил на историко-филологический факультет Ишимского пединститута. Учёба и общение в институте открыли широкие горизонты знаний теории и практики. Дальние походы по благодатному краю Приморья, в суровых отрогах Саян и Алтая, степях Казахстана и на голубых озёрах Карелии, по каналам Соловецких островов и в суровых ледниках Урала оставили вечный след в душах молодых романтиков.

В год окончания вуза прямо из дальнего похода по Полярному Уралу Владимир Иванович 31 августа 1966 года прибыл в Калиновскую восьмилетнюю школу в качестве завуча и учителя. Работать с детьми ему было легко и интересно. Школа стала центром творчества детей и сельской молодёжи.

Его профессиональная деятельность, концерты агитбригады, активная жизненная позиция послужили тому, что через два года Владимира Ивановича выдвинули в роно старшим методистом, инспектором и заведующим отделом райисполкома. В селе Сорокино он нашёл свою любовь, женился, родился сын, но он активно продолжал заниматься туризмом с детьми.

1972 год. Во власти заметили его увлечённость туризмом, оценили знания и опыт, предложили работать в аппарате облоно директором детской экскурсионно-туристической станции. Любимое дело захватило его с головой: реконструкция детской турбазы, организации краеведческих экскурсий юных этнографов, археологов, литературоведов, слёты, соревнования школьных музеев…

1982 год. Владимир Иванович переведён в Салехард заведующим отделом образования Ямало-Ненецкого окрисполкома. Народное образование было, пожалуй, одной из самых сложных отраслей бюджетного хозяйства округа. Работа требовала полной отдачи, но шло время, сплотился коллектив единомышленников, стабилизировались педагогические коллективы школ, укреплялась материальная база учебных заведений. Это были годы строительного бума школ и детских садов, обусловленного бурным развитием новых городов и посёлков газовиков. До 15 тысяч школьных и детсадовских мест сдавалось ведомством в год. Особой заботой окроно были школы-интернаты с их специфическими проблемами.

Горбачевская перестройка и ельцинский переворот обрушили на Ямал демократические реформы. При этом все понимали, что коренная перестройка в школьном образовании неосуществима при упадке экономики. Под напором инфляции, приватизации и недостатка средств рушились все программы. В декабре 1991 года был ликвидирован и окружной отдел народного образования.

1992 год. 3 января Владимир Иванович был назначен заместителем вновь сформированного управления общего, среднего и профессионального образования администрации Тюменской области. Опыт самостоятельности на Ямале позволил без особого труда включиться в решение общих задач по стабилизации экономики, финансов и материально технической базы учреждений образования области.

В поисках путей эффективного расходования средств перешли на целевые программы развития. Первоочередными стали программы «Воспитание детей-сирот», «Школьный автобус», «Школьные учебники» и другие. Активизировались договорные отношения с округами, появились совместные программы развития и финансирования. Жить стало веселее, но время неумолимо.

2003 год. Пенсионный возраст рано или поздно наступает для всех. Многие из нас, закончив трудовой путь, ограничивают свой круг домом и дачей. Но не таков Владимир Иванович, он продолжал жить полной жизнью. Кроме работы на даче и за компьютером активно трудится в землячестве «Полярный круг», являясь одним из заместителей председателя.

В рамках землячества и состоялось наше личное знакомство. И хотя я знала о нём много хорошего, только здесь и сейчас поняла, насколько он разносторонний, талантливый и глубокий человек. Владимир Иванович возглавляет работу по организации досуга земляков, по его инициативе организован хор, проводятся выставки творческих работ, праздники урожая. Он может всё: писать сценарии, проводить вечера встреч, прекрасно поёт, пишет стихи, увлекается фотографией.

Он доступен и прост в общении, подлинный интеллигент и патриот родного края: вся его трудовая деятельность проходила на территории Тюменской области, все его силы и способности отданы процветанию его малой родины, развитию и совершенствованию народного образования.

Владимир Иванович прекрасный семьянин, у него двое взрослых детей и семеро внуков. Он преданный и верный друг, он не позволит себе ненужных слов и поступков.

Истинному патриоту Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области, Учителю и Человеку с большой буквы искренние поздравления, пожелания счастья, здоровья, долголетия и удачи!

Рука на пульсе! Так держать!

Фото к статье
Учитель и неутомимый романтик
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт