– У меня не было лёгкой работы, – вспоминает пожилая женщина. Невозможно даже представить то, что пережила она в своей жизни...
Сельма Андреевна Галлиардт родилась в сентябре 1930 года. Как только из разговора по телефону поняла, что о ней хотят рассказать, стала категорически отказываться и от встречи, и от съёмок. Вот чего она не представляет в своей жизни, так это быть в центре внимания, такие уж скромные они, ровесники Ямала. Пришлось объяснять, что в связи с юбилеем округа хотелось бы узнать его историю через судьбы людей, которые родились вместе с ним, помогали ему в трудный период вставать на ноги, выжить и крепнуть. Только при таком раскладе Сельма Андреевна согласилась впервые рассказать о своей жизни на Ямале.
Она из поколения тех, кому в детстве пришлось пережить вынужденное переселение из Поволжья в районы Крайнего Севера. Одиннадцатилетней девочкой вместе с родителями, братом и сестрой они прибыли сюда в холодном сентябре 1941 года. Когда стала говорить об отце, которого забрали в трудармию неизвестно куда и на сколько, Сельма Андреевна вновь пережила боль за папу и его страдания, через которые он прошёл. У неё задрожал голос, на глазах навернулись слёзы. Он вернулся в семью через полтора года инвалидом и крайне истощённым.
Нелегко приходилось и маме, и детям. Школу пришлось бросить, и в тринадцать лет Сельма пошла трудиться в совхоз, где таких же подростков оказалось немало. А работу приходилось выполнять без скидки на возраст: чистили коровник, всё нагружали и вывозили на поле, ухаживали за телятами. Когда исполнилось восемнадцать, можно было перейти в доярки. Только это не было выбором более лёгкого труда.
– Из фермы почти не выходили: в пять утра начиналась первая дойка, заканчивали четвёртую в десять вечера. У меня было восемнадцать коров, а их надо накормить и напоить, и всё вручную – воду таскали вёдрами. Когда коровы телились, принимали и телят. Сами метали сено и перекидывали силос в тамбур, чтобы снегом не завалило, – вспоминает наша героиня.
А летом, когда бурёнки выпасались в полях, доярки жили при них в отдельном домике. За молоком приезжала моторная лодка, которая на пастбища доставляла комбикорм и жмых. Всё выгружали и загружали женщины сами. Сейчас трудно представить те условия, в которых девушкам приходилось жить и работать.
Но зато город был обеспечен молоком и молочной продукцией, которые проходили обработку и переработку на салехардском молокозаводе. Получается, девушка Сельма трудилась и стойко переносила все тяготы того времени ради того, чтобы в детских садиках и на столах горожан было молоко, так необходимое для здоровья и полноценного питания. В этом же совхозе пришлось поработать и в парниках, где выращивали огурцы. Опять же в пользу обеспечения города – теперь уже свежими овощами.
Со своим будущим мужем Андреем, тоже из волжских переселенцев, они были знакомы давно, так как жили в посёлке на одной улице. Замуж Сельма вышла в 1954 году, позже в семье Галлиардт родились трое детей: сын Александр и дочки-двойняшки Фрида и Лида. Обе девочки стали медсёстрами, проработали в окружной больнице не один десяток лет, сейчас уже на пенсии. Сельма Андреевна – бабушка шестерых внуков и прабабушка семерых правнуков. Все они оберегают и очень заботятся о любимой и самой доброй маме, бабушке и прабабушке!
А она очень благодарна им, а также округу, администрации города и Совету ветеранов, что получила квартиру как пережившая репрессии, есть достойная пенсия и льготы, всегда приглашают на праздничные встречи и вечера.
Среди наград за трудовую деятельность и вклад в развитие округа у Сельмы Андреевны юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне, а особенная награда – от 6 июня 1945 года. Ей тогда не исполнилось и пятнадцати лет. А вручили ей медаль «За доблестный самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» лишь спустя пятьдесят лет.
Для Сельмы Андреевны это не повод для огорчений. Пройдя вместе с округом тяжелейшие испытания военного лихолетья, годы возрождения и становления, она остаётся сегодня человеком радушным и добрейшей души, радуется успехам своих внуков и правнуков, которые создадут уже другую историю Ямала.