Новогодние праздники для большой и дружной семьи Сокол – не единственный повод собраться вместе в родительском доме. На этот раз случай особый. Их маме, бабушке и прабабушке Анне Ефимовне в первый день нового 2016 года исполнилось 90 лет!
С признанием неоценимого труда
В уютных комнатах семейного гнезда Соколов атмосфера праздника: гости съехались со всех концов страны. Ощущается стойкое благоухание свежих цветов, на стенах кухни развёрнутые стенды с фотографиями домочадцев. И на каждом снимке в окружении уже взрослых детей, внуков и правнуков она – всеми любимая и почитаемая Анна Ефимовна, кстати, до сих пор удерживающая бразды семейного правления.
Несмотря на выходной день, с таким знаменательным юбилеем Анну Ефимовну Сокол лично поздравил глава администрации Салехарда Иван Кононенко. Вместе с подарками Иван Леонидович передал нашей долгожительнице и приветствие от Президента страны Владимира Путина. В нём отмечается искренняя гордость за поколение Великой Отечественной, на долю которого выпали серьёзные испытания и которое своим самоотверженным трудом создавало богатство и мощь страны. К имениннице были обращены добрые слова благодарности и безмерного уважения за неоценимый труд, силу духа, неравнодушие к жизни.
Как закалялся характер
Слушая воспоминания Анны Ефимовны о жизненном пути, действительно убеждаешься – испытаний судьба преподнесла с лихвой. А родом она из тобольских мест Тюменской области. Когда семья распалась, очень серьёзно заболела мама. Продолжить учёбу в школе тринадцатилетней девочке не было суждено, надо было заботиться о матери и младшем братике. Чтобы прокормить близких, Анна продаёт учебники и устраивается на звероферму под Тобольском. Шла осень 1939 года.
Здесь, на звероферме, где разводили чёрно-бурых лис, девушка трудилась и в лихолетье Великой Отечественной войны. Тогда шкурки серебристых пушистых зверьков ценились на вес золота и считались в статусе валюты государства, которое использовало это богатство для приближения победы. Не секрет, что уход за животными был очень тщательный и при строжайшем соблюдении режима кормления. И всё для того, чтобы сохранить качество ценного меха чернобурок. Анна Ефимовна помнит хорошо, как после окончания войны их, ударно трудившихся комсомолок, собрали в деревянном клубе и вручили первые награды – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
А на Север она была вынуждена завербоваться вместе с подругами, когда надежда оставалась только на саму себя. Умерла мама, брата ей пришлось увезти к отцу. Этот период в жизни, конец сороковых, Анна Ефимовна не может вспоминать без слёз:
– Очень худо жили. Сначала в Аксарке, там рыбачила три года. Руки в крови, перчаток тогда не давали. Потом все домой поехали, а мне было некуда ехать. Подружка одна сказала: пойдём в столовую поработаем.
Вот такая любовь!
Там Анна Ефимовна и встретилась со своим будущим мужем Дмитрием Соколом, который был по тем временам при должности – работал бухгалтером. Девушка при скромных обязанностях помощницы в столовой, не боялась любой работы: подавала блюда на столы, в перерывах мыла полы. А покорила сердце завидного жениха, возможно, своей особой красотой и непростой жизненной историей. Однажды Дмитрий пришёл в столовую, открыл окошко на кухню и, обращаясь к Анне, заявил: выходи, мой руки и пойдём со мной!
– Вышла я с ним из столовой, завёл в загс, расписались. Потом он – на работу, и я на работу. Вечером забрал мои вещи, и стали жить вместе. Вот такая наша любовь была! – как-то немного с юмором делится воспоминаниями Анна Ефимовна и добавляет: – Молодые все красивые, а в девяносто себя на карточке не узнаешь!
Жизнь молодой семьи строилась и зависела теперь от мужа Дмитрия Васильевича, человека партийного и на ответственной должности. По заданию партии и производственной необходимости Соколы не раз меняли место жительства, переезжая из посёлка в посёлок по Пуровскому и Надымскому районам: сначала Халясавэй, потом Харампур, где в 1953 году родился сын Виктор, а через два года – дочь Надежда. Потом были переезды в Нори, Нумги, Ныду. В 1960 году в Нори родился младший Николай.
Материнские руки и сердце
Анна Ефимовна с присущей ей твёрдостью и гордостью в своём рассказе делает упор на том, что всех детей родила дома и не знала никаких декретных. Ни один в яслях и в садике не был. Все поднялись через материнские руки. Она успевала и детей растить, и варить, и стряпать, и в доме держать порядок, и работать, где была возможность, – отдых и безделье не в её правилах с детства.
Пока подрастали дети, получалось в жизни Анны Ефимовны так, что она следовала за мужем. И даже когда его направили в срочном порядке возглавить звероводческое хозяйство в небольшом посёлке Нумги, что через реку от Ныды, она безропотно согласилась. Здесь двое старших детей пошли в начальную школу, где учеников-то было на четырёх партах пять человек: слева ученики первого, а справа – третьего класса. Надя стала первоклассницей, а брат Виктор одновременно с ней учился рядом, но только уже на два класса старше.
Сегодня Надежда Дмитриевна, заведующая кафедрой фармации Тюменской государственной медицинской академии, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный работник здравоохранения России, вместе с мамой вспоминает:
– С четвёртого класса школы в Нумги не было. Нас стали возить на лодках в Ныду. Однажды осенью возвращались мы из школы. Моего брата посадили в одну лодку, хотя мы с ним никогда не расставались. А я оказалась в другой лодке: нас, четверо детей, и хорошо – двое взрослых. Решили сократить путь и поплыли не в объезд, а напрямую – где выход в Обскую губу. Поднялся шторм, и нашу лодку понесло в Губу. И вот весь посёлок нас спасал. Мама, когда закончилось всё благополучно, поставила впервые условие – дети больше на лодках ездить не будут! И мы переехали в Ныду.
Свой решительный характер Анна Ефимовна проявляла всегда, когда речь заходила о детях. Она и воспитывала в строгих правилах, и оберегала от напастей. Причиной переезда семьи в Салехард в 1963 году стала необходимость серьёзного лечения одного из сыновей. Всё обошлось благополучно. Сегодня старший Виктор, проработавший больше сорока лет авиадиспетчером Салехардского аэропорта, на пенсии. Младший Николай, в детстве мечтавший стать лётчиком, командир «Боинга». Такими детьми можно гордиться! Уже шесть внуков, а на вопрос о правнуках сбивается со счёта – их восемь! В нашей беседе от лица третьего поколения Соколов участвовала внучка Анны Ефимовны – Екатерина, которая приехала поздравить бабушку из Москвы. Стоит отметить, что она преподаёт иностранные языки в одном из столичных университетов. Её в детстве бабушка научила ловить рыбу на крючок, и теперь Катя ещё и заядлый рыбак.
По жизни с привычкой трудиться
Жаль, конечно, что Дмитрий Васильевич рано ушёл из жизни, его не стало в 1998 году. В Салехарде он возглавлял профсоюзный комитет окружного рыболовпотребсоюза, а Анна Ефимовна здесь же трудилась комендантом в течение двадцати семи лет. В этом доме на улице Пермякова, в котором Соколы поселились через год, как приехали в Салехард, перестроенном и облагороженном главой семьи, по-прежнему центр притяжения и хранительница очага – Анна Ефимовна. Всех она научила трудиться.
И в своём возрасте, набирающем старт к столетнему юбилею, она не представляет свою жизнь без работы и полезных дел. А может, в этом её секрет долголетия?
– Отдыху не знала, чтобы прилечь, отдохнуть. Попозднее лягу, пораньше встану. До сей поры в тепличке люблю поработать. Всё время выращивала морковку, картошку, – делится своими жизненными принципами и увлечениями северянка.
Она каждый год собирает семена, есть даже опыт селекционирования своих сортов томатов и огурцов, вместе с подругой-соседкой постоянно участвуют в городском конкурсе овощеводов-любителей. Среди экспонатов – выращенные в условиях Крайнего Севера не только картофель, огурцы и помидоры, а также свежая зелень, морковь, свёкла. Семена одного из выведенных сортов помидоров, небольших по размеру, но с обильным урожаем, с собой в Междуреченск Тюменской области увёз брат Анны Ефимовны. Нормально растут, рассказывает он.
Окружённая заботой и вниманием, но оставаясь беспокойной по натуре с врождённой привычкой трудиться, Анна Ефимовна в свои девяносто переживает со слезами об одном:
– Вчера сели пельмени лепить, а пальцы не слушаются.
Такие руки, несомненно, заслуживают отдыха и благодарных поцелуев. И уж, конечно, есть кому и пельмени налепить, и грядки вскопать, и устроить для неё заслуженный рай на земле, чтобы наслаждаться каждым мгновением и радоваться каждому дню навстречу столетнему юбилею!