С 26 февраля по 2 марта в Салехарде проходил муниципальный этап конкурса педагогического мастерства в номинациях «Учитель года» и «Воспитатель года».
В главной роли – педагог
«Умные», «обаятельные», «талантливые», «смелые» – такие слова звучали на открытии конкурса в адрес его участников, а если быть точнее – участниц. В этом году их было двадцать. Учителя начальных классов, русского языка и литературы, географии и биологии, физкультуры, физики, английского языка, а также музыкальные руководители, инструктор по физической культуре и воспитатели детских садов. Все добились успеха в своих образовательных учреждениях. С работой их связывает настоящий служебный роман.
– Профессия учителя – одна из самых важных. Конкурс профессионального мастерства даёт возможность педагогам поделиться с коллегами творческими идеями, авторскими разработками и проектами. Надеюсь, он зажжёт новые звёзды на педагогическом небосклоне нашего города и округа, – обратилась к конкурсанткам Ирина Максимова, заместитель главы администрации Салехарда по социальным вопросам.
Заочный этап соревнований – создание сайта с методическими разработками, конспектами уроков, достижениями и написание эссе – уже позади. В день открытия конкурса в актовом зале второй школы участниц ожидало первое серьёзное испытание – «Визитная карточка». Не всем удалось справиться с волнением, ведь выходить на сцену, да ещё в главной роли, приходится нечасто. Педагоги рассказали о себе, своих учениках и воспитанниках в свободной творческой манере. Кто-то появился в образе сказочного героя, кто-то сравнил свою жизнь с любимыми фильмами, а кто-то подошёл к заданию философски и построил разноцветную пирамиду из качеств, необходимых в работе с детьми. И хотя «визитки» не оценивались жюри, но впечатление об участницах уже сложилось.
Одним из самых важных был второй конкурсный день. Участницы представили авторские педагогические идеи, провели открытые уроки и занятия. Работать пришлось в непривычной обстановке. Педагоги знакомились с детьми прямо на занятиях. Открытые уроки проходили в школе с углублённым изучением отдельных предметов, а мероприятия с дошкольниками – в детском саду «Улыбка».
Научить быть счастливым
– Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, – с таких слов начался урок литературного чтения Ольги Богодушко, учителя начальных классов школы с углублённым изучением отдельных предметов.
Каким видят мир взрослые и дети? Что испытывает человек, когда оказывается в непривычной для себя ситуации? Чтобы помочь ребятам ответить на эти важные вопросы, Ольга Николаевна приблизила их ощущения к тем, которые испытывал герой рассказа Антона Чехова «Белолобый». Ребята сначала мысленно превратились в заблудившихся в чужой стране путешественников, а уже потом представили себя на месте щенка, по ошибке украденного волчицей.
В творческой мастерской учителя русского языка и литературы Марии Шуховой из шестой школы тоже говорили о жизни. Раскрывать шестиклассникам философский смысл существования помогали педагогу сказка-быль Андрея Платонова «Цветок», стихи Николая Заболоцкого и Фазиля Искандера. Чувствовать, действовать, совершенствоваться – такие ассоциации к слову «жизнь» возникли у ребят. В процессе работы над текстами появились новые – трудиться, нести добро, преодолевать трудности, а ещё – продолжить себя в детях. Изменилось ли ваше понимание жизни? Вопрос учителя заставил ребят задуматься. А свои размышления они отразили в коротких японских трёхстишиях – хокку.
– Участвовать в конкурсе профмастерства очень ответственно, мы представляем не только себя, но и школу, в которой работаем. Непросто в один день показывать и урок, и семинар. Я довольна результатом, почти всё получилось. Дети отлично справились с заданиями. И жюри очень доброжелательно относится к участникам, – делится впечатлениями от второго конкурсного дня Мария Шухова.
Педагог за десять лет работы в школе, помимо русского языка и литературы, преподавала ещё историю и иностранный язык. Считает, что необходимо привить детям потребность учиться, чтобы в будущем они стали профессионалами в своём деле, помочь им в дальнейшем найти себя, научить их быть счастливыми.
Ключевое слово в методике преподавания географии и биологии педагога из третьей школы Ларисы Гилёвой – проект. Все её ученики – в какой-то степени исследователи. А ещё Лариса Владимировна любит применять на своих занятиях элементы театрализации. Открытый урок не стал исключением. Почему Южную Америку называют самым мокрым материком, а порт Мурманск – единственный на побережье Северного Ледовитого океана, работающий круглый год? На эти вопросы семиклассники отвечали с помощью небольших инсценировок. Ребята запоминали особенности климата тех или иных мест на Земле, выступая в роли гор, морей, пустынь, тёплых и холодных течений. И обычный урок географии, посвящённый течениям, превратился в увлекательное путешествие по карте мира. А ещё школьники задумались над проблемой отрицательного влияния на экологию неправильным, по их мнению, подходом к разработке месторождений углеводородов.
На одном дыхании
Педагоги дошкольных учреждений проявили при подготовке к открытым занятиям не меньшую изобретательность, чем учителя. К примеру, воспитатель детского сада «Буратино» Данна Жернакова вместе с ребятами из средней возрастной группы «отправились» в путешествие по тундре на оленьих упряжках. Дети познакомились с бытом коренных народов Ямала – узнали, что такое чум, нарты, ягель, научились рисовать северные орнаменты, подражать голосу оленей.
– Легко, просто, свободно, на одном дыхании! – похвалили участницу члены жюри.
Северным колоритом отличилось и мероприятие Марии Долгочёвой, воспитателя детского сада «Светлячок». Только ребята были уже постарше. Вместе с педагогом они прыгали через импровизированные нарты, примеряли самую настоящую малицу и украшали нарисованную северную верхнюю одежду яркими узорами.
Лиля Морозова – воспитатель с 17-летним стажем. Любовь, забота, терпение, оптимизм – вот чем, по её мнению, должен руководствоваться каждый педагог. Воспитанники Лили Асхатовны – маленькие исследователи. Они не принимают слова на веру, а доказывают любую гипотезу с помощью опытов. Так, на открытом занятии ребята из подготовительной группы отправились в научный центр «Капелька», чтобы доказать, что пар при охлаждении превращается в воду, а самым лучшим фильтром являются бумага и древесный уголь. В игровой форме дети проследили круговорот воды в природе.
– Я учу детей быть любознательными, умению общаться, а ещё – доброте и отзывчивости. К каждому ребёнку нужен особый подход, – говорит Лиля Морозова.
Лампочка, гори!
В следующий этап конкурса прошли десять педагогов – по пять в каждой номинации. Они представили на суд жюри мастер-классы и стали участниками круглого стола образовательных политиков.
Винера Курмукова, воспитатель детского сада «Крылышки», часто применяет в работе с детьми нетрадиционные способы рисования. К примеру, используя вместо кисти комочки из смятой бумаги. Педагог придерживается мнения, что в творчестве нет правильных или неправильных путей.
Зажигательно прошёл мастер-класс молодого инструктора по физкультуре детского сада «Бережок» Марии Дьяковой. Она поделилась с жюри секретами здоровья и показала простую гимнастику на рабочем месте.
Как запомнить пословицу на ненецком языке? Важно нарисовать в воображении картины-образы, ассоциирующиеся с незнакомыми словами. Такую методику показала в мастер-классе с забавным названием «Глицин-форте» учитель английского языка Обдорской гимназии Марина Засорина. А Марина Колчина из второй школы помогла участникам своего мастер-класса применить законы физики, чтобы собрать элементарную электрическую цепь и зажечь лампочку, а также поднять груз без использования рук.
Кто же стал лучшим?
Об этом участницы узнали только на закрытии конкурса. Лауреатами 2016 года признаны учитель физики второй школы Марина Колчина и учитель русского языка и литературы шестой школы Мария Шухова, инструктор по физической культуре детского сада №15 «Бережок» Мария Дьякова и воспитатель детского сада №7 Винера Курмукова.
Звание «Учитель года» присуждено Марине Засориной, педагогу английского языка Обдорской гимназии. В номинации «Воспитатель года» первое место заняла Лиля Морозова, воспитатель детского сада №5 «Рябинка». Они представят Салехард на окружном конкурсе профмастерства, который пройдёт в марте в Муравленко и Ноябрьске.