наверх

Молдаванка с северной закалкой

«ПК» № от 14 июля 2016
Молдаванка с северной закалкой

Но родилась она не на ямальской земле, а далеко от северных широт – в солнечной Молдавии.

Ссылка в Сибирь

До сегодняшних дней Лидия Сидоровна хранит протёртый на сгибах документ, где прокурор признаётся: причина, по которой сорвали их семью с насиженных мест, неизвестна. Та летняя ночь 1941 года стала началом глубочайшей трагедии для самых обыкновенных жителей молдавской деревни. Это были три семьи, которые в три часа ночи в спешке погрузили на подводы, даже не разрешив взять с собой ничего из домашнего скарба.

Лидия Сидоровна вспоминает, что её с мамой, бабушкой, братом и сестрой повезли в район вместе, а отца отдельно – сказали, мол, там встретитесь. Но с ним больше увидеться не пришлось, и судьба  его так и осталась  неизвестной. Какую угрозу представляли люди, всю жизнь проработавшие в поле от зари до зари?

– Мама даже расписываться не умела: если получала деньги, крестик ставила. Отец строил новый дом, кирпичный. Жили рядом с Румынией, туда ездили сдавать пшеницу, яйца, молоко. Наверное, люди, которые не хотели работать, сказали что-то нехорошее. А никто и не проверял, что правда, что нет, – с нескрываемой обидой в голосе и через много-много лет рассказывает Лидия Сидоровна.

Не может забыть она тот долгий и мучительный путь в товарняках и на баржах через Сибирь и тайгу, до Тары и Салехарда. Почти пятнадцать лет пришлось без права выезда и переписки выживать в нечеловеческих условиях на лесозаготовках в двухстах километрах от Салехарда. В возрасте одиннадцати-двенадцати лет она помогала маме рубить ветки и связывать их, но труднее всего было пережить голод и лютые морозы. 

Семейные горести и радости

В шестнадцать Лида уже самостоятельно трудилась наравне с мужчинами. Без скидки на возраст и силёнки шла туда, куда требовалось. Хочешь не хочешь, сможешь не сможешь, а иди!

Здесь встретилась с будущим мужем Павлом Никитичем, которого судьба оберегала в этих глухих местах от преследований. В откровенных беседах он признался, что работал с хлебом, а нельзя было даже крошечку взять. Видимо, однажды не сдержался и не стал ждать сурового наказания, сбежал подальше от родных мест. 

В семье Масановых родилось трое детей, а младшенькая появилась на свет уже здесь, в Салехарде. Сейчас у Лидии Сидоровны девять внуков и одиннадцать правнуков. Мужа нет на этом свете больше одиннадцати лет. Сегодня она счастлива тем, что богатая бабушка и прабабушка.

Строитель Салехарда

Ещё она могла бы гордиться своим вкладом в строительство города. Её трудовой стаж сорок три года, из них одиннадцать лет почти подневольного труда на лесозаготовках. 

– Оттуда приехала в Салехард, как сумасшедшая, всего боялась. Голодали. Мама одна, был бы хоть отец, может, что-то и придумал. Прожила мама 75 лет, похоронили здесь, в Салехарде. А бабушку в 1953 году в лесу похоронили, там её и оставили. Сын один там умер от голода, – рассказывает с печалью в голосе Лидия Сидоровна.

В Салехарде она с 1956 года, когда перевели в окртоп после ликвидации их участка в тундре. Пилили брус, доски, делали заготовки для полов. То есть всё, что было необходимо для возведения «деревяшек», как их тогда называли. И до сей поры эти дома не утратили своих привычных названий. Тогда к молодой девушке подошёл директор и сказал: «Лидия Сидоровна, примите стройдетальный цех!». «Как принимать, если малограмотная!» – удивилась девушка, ведь в родной Молдавии она окончила лишь четыре класса. А о продолжении учёбы во время ссылки не могло быть и речи. Новые обязанности, в сравнении с перенесёнными трудностями на лесозаготовках в глухой тундре, стали для Лиды даже в радость. Была помощь со стороны руководства, труд оценивался по заслугам. А с нормами и планами цех всегда справлялся все тринадцать лет, пока за его работу отвечала Лидия Масанова.

Мандарины на Арктической

На улице Лесозаводской её семье организация выделила маленький домик. А в 2011 году ветерану труда и Ямала Лидии Сидоровне Масановой власти дали просторную двухкомнатную квартиру в новом доме на улице Арктической. Салехард она считает своей второй родиной, ведь здесь прожита большая часть жизни, на его развитие отданы силы и молодость, здесь выросли дети, родились внуки и правнуки.

Ей 85, как и нашему округу. Вместе с ним она перенесла испытания Великой Отечественной, этапы становления и возрождения. Несмотря на обжигающую обиду в сердце за разлуку с родными местами и нелёгкую судьбу, Лидия Сидоровна просто пример добродушия и открытости. А ещё не в её правилах праздность и безделье, она всегда обшивала и обвязывала своих близких, увлекалась вышиванием. 

В квартире много комнатных растений. Хозяйка призналась, что уж очень любит за ними ухаживать. Ей удавалось выращивать на балконе помидоры. Посреди зала красуется мандариновое дерево. Оно распускалось цветочками и даже угощало оранжевыми плодами, пусть и небольшого размера. В этом году южное деревце отдыхает, создавая просто уют и прекрасное соседство. Рядом с Лидией Сидоровной сын Василий, который заботливо оберегает, ходит за продуктами, встречает и провожает гостей. А им ровесница Ямала всегда рада!

Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт