Создать общественную организацию по содействию коренным малочисленным народам Севера «Минлей» Галину Матарас из Ямальского района сподвигло искреннее стремление сохранить истоки родной ненецкой культуры, приобщая к ней молодёжь.
С желанием помочь
Мысли об этом не давали Галине Ачембоевне душевного покоя, и странным образом как будто были услышаны подругами из Салехарда – Серафимой Худи, Татьяной Лар и Еленой Уфимцевой. Они предложили объединиться в направлении, которое не охвачено уже существующими общественными организациями по развитию и поддержке северных народов.
– У любого дерева есть ствол, ветви и листья. Есть корни и земля, на которой оно выросло. И мы поняли, что изучение ненецкого фольклора, который является основой языка, культуры, кочевья, занятий оленеводством, в истинном виде нигде не отмечено, – делится своими убеждениями Галина Матарас. – Решили: начнём с истоков, с фольклора, будем учить молодёжь говорить правильно по-ненецки, даже показывать, что из себя представляет чум, что он означает для ненца-тундровика, кочевника. Ведь многие молодые люди уже не относят себя к тундровой молодёжи и не знают всего этого.
Новая общественная организация получила название «Минлей» и начала свою деятельность с марта прошлого года, возглавила её Галина Матарас. Такая ответственность её не пугала, скорее, окрылила. За плечами был огромный опыт общественной работы, и всегда ей везло на людей, которые были неравнодушны ко всему, что происходит в родном районе. Ещё было огромное желание помогать тем, кто талантлив и проявляет способности. Так, по инициативе Галины Матарас был создан театр моды «Сенгакоця», который стал брендом не только Ямальского района, но и округа. Впоследствии встречали заезжих путешественников, учёных, иностранных гостей и устраивали экскурсии по тундре, организовывали студенческие экспедиции «Путь к истокам», «Студенческие отряды» в Ямальском районе, был проект «Настоящие люди» с рассказами об оленеводах. Инициаторы и реализаторы проекта «Настоящие люди» – молодые талантливые учёные Александра Терёхина и Александр Волковицкий, которые целый год прожили в тундре с кочевой семьёй Константина и Альбины Сэротэтто.
Вот такая сила обряда!
Родина начинается на пороге твоего дома, поэтому первыми шагами на новом общественном поприще стала задумка выбрать место и поставить чум – исконное жилище тундровика.
– В Яр-Сале несколько лет около моего дома просто лежал разобранный чум, вот я его и привезла в Салехард. Первый раз мы его поставили во дворе музея-квартиры Леонида Васильевича Лапцуя: хотели воплотить мечту Елены Григорьевны Сусой. Но после мы решили откочевать в пригород Салехарда, – вспоминает Галина Матарас.
С первых дней её поддержала стойкая девушка Оксана Пуйко, а потом она пригласила к сотрудничеству и в помощники студентов Ямальского многопрофильного колледжа Едэйко Сэротэтто, Альберта Яптик, Марину Няруй, Василия Худи. Со временем к ним присоединилось немало других ребят, которые были рады возможности окунуться в родную стихию, в атмосферу быта своих предков и даже предлагали свои идеи, что и как можно организовать в условиях стойбища. Галина Матарас только приветствовала активность и энтузиазм ребят, лишь корректируя их проекты.
– В этом году мы провели обряд из жизни ненцев, используя элементы этнотеатра. Если в привычном понимании человек, который приходит в театр, сидит и смотрит, то у нас зритель становится участником событий. Уже начиная с того, что он пьёт чай, это тоже событие и своего рода особый ритуал. Или он участвует в перестановке чума, разжигании очага, колке дров, примерке национальной одежды, – делится общественница. – С моей точки зрения, мы ничего сверхъестественного не делаем, это наше исконное, наши корни. Студенты с удовольствием приезжали к нам в трудные моменты жизни и даже просто отдохнуть в тишине.
Когда разговор касается истоков родной культуры, Галина Ачембоевна сама словно преображается, а голос становится каким-то мелодичным. Стоит только послушать, как она описывает сезонные ненецкие обряды «Поклон лесу» или «День равноденствия» – «День высокого солнца»:
– Их шумно не проводят: во время некоторых не произносится ни звука. Человек с природой общается наедине. Напоказ это невозможно сделать, потому что это личное. В таких обрядах участвуют близкие люди, они проходят в тесном, семейном кругу. Это не крики, не охи, к небу руки тянуть не надо, у человека душа раскрывается! В последний раз, когда проводили обряд «Поклон лесу», два человека даже сказали: «Вы знаете, стресс такой был, он прошёл!» Вот такая сила обряда!
При желании результат будет
Намного легче и веселее стало после грантовой поддержки со стороны окружного департамента внутренней политики. На выделенную сумму приобрели в чум генератор, а это свет, качественные съёмки, фотографии. И, конечно, тепло, ведь мероприятия проходят чаще в зимнее время. А главное – это пример того: если задумать что-то хорошее и нужное, при желании и затраченных усилиях можно добиться результата и найти поддержку, считает Галина Матарас.
Сейчас за городом у общественной организации «Минлей» стоят уже два чума. Один из них называется «Молодёжный», и в нём хозяйничать самостоятельно будут только молодые люди. Здесь свои мастер-классы по шитью ягушек и другой необходимой одежды в тундре будет давать мастерица Анна Ламдо вместе со своей помощницей Светланой Вэнго.
Ждать будут первокурсников, пока загруженность в первые месяцы учёбы не позволяет им отвлечься от занятий. Поэтому встречи за городом в тундре перенесены на более поздние сроки. А многие из тех, с кем начинали, сегодня самостоятельно реализуют свои проекты, поверив в себя, в объединяющую силу, которая поможет справиться с любыми трудностями. Пример тому Василий Худи, сколотивший из десяти студентов Ямальского многопрофильного колледжа студенческий отряд «Хаерако». Около двух месяцев ребята были заняты очисткой захламлённых территорий в посёлке Харасавэй на суровом побережье Карского моря. На своей странице ВК он написал: «Вначале было трудно. Но мы собрали и убрали сотни тонн мусора, металлолома, древесины. Вне работы играли в футбол, провели спартакиаду среди бойцов. Редко, но метко к нам заглядывали «хозяева этой земли» – белые медведи. Но и, конечно, Карское море, где с берега открывается прекрасный вид на закат солнца. Думаю, это было самое лучшее трудовое лето. Все бойцы – молодцы!»
В воспитании таких молодцов, болеющих за свой край, родную землю, есть заслуга Галины Матарас и её сподвижников, вдохновителей проекта по сохранению и пропаганде национальной культуры ненцев.