Молодые северяне покоряют высоты киноиндустрии
Летом на Ямале режиссёр Владимир Тумаев снимал фильм «Очаг». Кинопроцесс подстраивался под жизнь и ритм стойбища оленеводов.
Сварщик, актёр и музыкант
В этом году получил диплом первый ненецкий профессиональный актёр – Юрий Худи родом из Нового Порта. По признанию молодого человека, он с детства интересовался кино и музыкой. Но в маленьких поселениях нет театральных кружков, и талантливым ребятам негде проявить себя.
Поэтому Юрий стал развиваться в творческом направлении только тогда, когда учился в Тюмени.
Родители будущего актёра настояли, чтобы сын получил рабочую профессию. Поэтому он отучился в колледже на сварщика, но после армии твёрдо решил, что не хочет связывать жизнь с нефтегазовой отраслью. Пробовал поступить во ВГИК, но участие в конкурсе требовало много времени на подготовку.
После первой неудачной попытки позвонил режиссёр Владимир Тумаев и сказал, что набирает курс. Для того чтобы попасть к нему, Юрий за лето снял видеоработу, которая получила положительную оценку и позволила поступить в Институт кино и телевидения в Москве.
В конце каждой сессии студенты ставили театральные постановки по классическим произведениям Островского и Гоголя. Юрий участвовал в них как режиссёр и актёр. Во время учёбы работал над созданием документального фильма о молодом ненце Хадри Окотэтто, который переехал из села Сеяха в Москву, где организовал стойбище и этнобизнес.
Первый серьёзный актёрский опыт Юрий получил этим летом на съёмках художественного фильма Владимира Тумаева «Очаг». На своей странице в социальных сетях дебютант поблагодарил режиссёра, съёмочную группу и организаторов за то, что поверили в него и дали шанс.
Это случилось!
Впечатлениями об участии в съёмках и общении с творческой командой также поделилась ямальская певица Надежда Сэротэтто, сыгравшая в фильме главную роль. В 2013 году на съёмках первого кинопроекта на Ямале Владимира Тумаева, снятого по мотивам произведений Анны Неркаги, Надежда Сэротэтто сыграла эпизодическую роль девушки, которая пела колыбельную. После презентации фильма режиссёр предложил молодой певице сняться в следующем проекте. Но на протяжении шести лет съёмки срывались по разным причинам.
Этой весной Владимир Тумаев приехал в Салехард добирать других актёров и обговаривать организационные моменты с правительством округа. И уже в июне съёмочная группа на поезде, который шестнадцать часов шёл от станции Обская до Пионерской, отправилась в район реки Юрибей.
– Нас встретили оленеводы. Мы жили в стойбище месяц. Обживали чум и делили условия быта вместе, всей группой, – вспоминает Надежда.
Первые две недели были просто подсъёмки, основная работа началась позже. Начинающей актрисе было не ясно, почему долго не начинаются съёмки. Но только потом она поняла, что это полезное время для адаптации, ведь главной задачей Надежды было внешне и внутренне стать настоящей ненкой, постараться во всех своих действиях не выделяться среди других тундровых женщин, забыв про свои городские привычки.
У суровости особая красота
Местные хозяйки учили певицу рубить дрова, набирать воду, накрывать на стол.
– Условия там непривычные, отвыкла от них, – призналась девушка. – В городе моё утро начинается с йоги, кофе. В тундре нужно делать всё быстро, без лишних движений.
Надежда рассказала, что внимательно наблюдала за хозяйкой чума Ейне Яптик – хрупкой и худенькой, но такой выносливой и сильной. По заданию режиссёра Надежда должна была стать немного жёсткой, серьёзной. Если бы были другие условия: жили в гостиничных номерах и снимали около посёлка в искусственном стойбище, павильонах, то у главной героини фильма не было бы обгоревшего от летнего северного солнца лица и прокопчённой от костра в чуме одежды. Тогда кинокартина не смогла бы передать реальную жизнь в тундре.
Даже ягушка, в которой снималась героиня, была не сценическая – она досталась от бабушки Воттане Ивановны Вануйто. Она родилась в Маррасалинской тундре, её семья жила на берегу Карского моря. Когда началась война, Воттане было восемь лет. Девочке пришлось работать наравне со взрослыми, и вместе с братьями и сёстрами при лампаде они нарезали рыбий жир, мясо тюленя, нерпы и закатывали в бочки. Их увозили на катерах на фронт. Потом Воттане Ивановна стала одной из первых переселенцев в Нгытарми Сале, что в переводе с ненецкого означает «земля предков», а нынешнее название посёлка – Панаевск.
Съёмки с участием Надежды длились ровно месяц, а после группа осталась ещё на пару недель доснимать сцены без неё.
– В главных ролях «Белого ягеля» снялись актёры из Калмыкии, Бурятии и Якутии. А съёмки некоторых сцен продолжили и завершили в московском павильоне с искусственным снегом. В «Очаге» же все роли, в том числе главные, у ненцев, а локация и быт сняты на реальном стойбище, – отмечает Надежда.
Она готова к критике, так как считает, что всегда будут зрители, недовольные кинокартиной. Но девушка уверена, что в душе большинства ямальцев и россиян фильм оставит только хорошие впечатления.
«Очаг» выйдет на экраны уже следующим летом.