Курбан-байрам – один из главных торжеств в исламе, кульминация хаджа в Мекку. В этот день принято приносить в жертву животное, однако смысл праздника в умении делиться с ближним, помогать нуждающимся.
Суббота, раннее утро. К салехардской мечети стекаются люди – совершить намаз в честь праздника жертвоприношения. Небольшой храм не может вместить всех желающих принять участие в коллективной молитве. Люди взывают к Всевышнему во всех помещениях, в коридоре. Те, кто не смог попасть внутрь, преклоняют колени во дворе, где специально разостланы ковры, просят Аллаха о добре и мире, не обращая внимания на пронизывающий ветер и накрапывающий дождик.
– Я – человек северный, живу здесь с 1980 года, мне холод нипочём, – смеётся прихожанин Утбан Халиков, – а если серьёзно, то ничто, в том числе, непогода не может омрачить такой большой праздник.
Утбан пришёл на молитву вместе с племянником – пятиклашкой. Вообще, в мечети можно было наблюдать немало детей и подростков. По словам имам-хатыба Соборной мечети Салехарда Абдулмалика-хазрата, увеличение паствы, в том числе и за счёт молодёжи, конечно, не может не радовать, но, подчёркивает он, не количество главное, а качество, то есть люди должны проявлять настоящий интерес к вере и правильно её толковать.
– Религия не должна быть модным увлечением, – согласен с настоятелем прихожанин Марат Абдрахманов, – в храм нужно приходить не для того, чтобы покрасоваться, а следуя вере в своём сердце, зову своей души.
В день мусульманского праздника Курбан-байрам российским военнослужащим, исповедующим ислам, впервые предоставили специальный выходной, чтобы они смогли посетить мечеть, совершить жертвоприношение Всевышнему и прочие необходимые обряды. Как сообщили в Минобороны, не смогли уйти в увольнение только те, кто в этот день находился на боевом дежурстве или в карауле. Таким образом в соответствии с российским законодательством реализуется право военнослужащих на свободу вероисповедания. Подобная практика существует и в православные праздничные дни.
Курбан-байрам – самый значимый праздник мусульман. Длится он несколько дней, в которые верующие стараются радовать близких, друзей, знакомых и незнакомых людей, совершать добрые дела. Подают милостыню нуждающимся, посещают родственников и могилы усопших. О происхождении торжества пишется в Коране. Аллах, желая испытать пророка Ибрахима, велел ему принести в жертву своего любимого сына. Пророк смиренно покорился воле Аллаха и приготовил всё необходимое для совершения обряда, но в последний момент Бог, не желавший гибели ребёнка и убедившийся в праведных намерениях Ибрахима, повелел ему заменить мальчика жертвенным барашком. С тех пор в знак поклонения Аллаху, его мудрости и всепрощению, а также отдавая дань памяти духовному подвигу пророка Ибрахима, все правоверные мусульмане, достигшие совершеннолетнего возраста, совершают обряд заклания животных. В момент принесения жертвы мусульманин произносит имя Аллаха и обещает быть покорным его воле.
– Курбан-Байрам отмечается по завершении хаджа, то есть паломничества в Мекку, которое хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин, – рассказывает имам-хатыб. – Помощь ямальцам-мусульманам в организации таких поездок уже не первый год оказывает округ. Этой осенью в Саудовскую Аравию от Салехарда отправились два человека.
После праздничного утреннего намаза начинается обряд жертвоприношения. Животное должно быть молодым и здоровым. Это требование имеет религиозное объяснение: все бараны, овцы, козы, быки, коровы или верблюды, которых человек успел принести в жертву, в Судный день будут ожидать верующего у моста Сират, перекинутого через пропасть ада. И лишь благодаря помощи выбранных животных мусульманин доберётся до рая.
Мясо по обычаю делится на три части: одну мусульманин оставляет себе, вторая подаётся на стол как угощение для родственников, друзей и соседей, третью отдают неимущим, даже если нуждающийся – не последователь Аллаха. Чего нельзя делать ни в коем случае, так это расплачиваться с кем-либо шкурой или мясом жертвенного животного, продавать их.
Бахром Мамарасулов варит в 200-литровом казане шурпу из свежей баранины. Повар одного из московских кафе узбекской кухни, Бахром вот уже второй год подряд приезжает в Салехард на все большие исламские торжества, готовит братьям и сёстрам по религии праздничные яства.
– Однажды попал в непростую ситуацию, и братья-мусульмане из Салехарда мне помогли, – объясняет уроженец Узбекистана, как он приехал в город на Полярном круге. Показывает на казан с восточным супом. – Это – лишь малая часть моей благодарности за их поддержку.
В самой мечети уже накрыты праздничные столы. Кроме мяса принято подавать много фруктов и сладостей. Категорически запрещается употребление алкоголя, такое поведение считается особым кощунством, глумлением над самими принципами ислама.
В тот же день в Окружном центре национальных культур состоялся праздничный концерт с участием творческих коллективов и отдельных исполнителей. Ведущие рассказали зрителям об истории торжества, его значении, а артисты порадовали салехардцев новыми номерами.