наверх

От «Искры» разорвались цепи

«ПК» № от 22 января 2015
От «Искры» разорвались цепи

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. 

Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев, одним из самых счастливых и одновременно одним из самых скорбных, потому что каждый доживший до этого праздничного дня за время блокады потерял или родственников, или друзей. Более 600 тысяч человек умерли страшной голодной смертью в окружённом немецкими войсками городе, несколько сотен тысяч – в оккупированной нацистами области.

18 января 1943 года успешно завершилась операция «Искра», блокада была прорвана, и у города появился коридор сухопутной связи со страной. В короткий срок, всего за 17 дней, на отвоёванной полосе земли вдоль Ладожского озера были построены железная и автомобильная дороги. Утром 7 февраля 1943 года ленинградцы восторженно встречали первый состав с Большой земли. До конца 1943 года было доставлено 4,4 миллиона тонн различных грузов. С успешным завершением операции «Искра» наступил переломный момент в битве за город на Неве. Отныне инициатива ведения боевых действий под Ленинградом перешла всецело к советским войскам.

Перелом

Генерал армии Герой Советского Союза Николай Григорьевич Лященко вспоминал: «Со всех сторон страны шла помощь блокадному Ленинграду, но обстановка в городе оставалась сложной. По решению Ставки Верховного Главнокомандования готовилась крупная операция по снятию блокады Ленинграда. Второй раз в течение двенадцати месяцев приходится прорывать долговременную оборону противника. В январе 1943 года я участвовал в операции «Искра», замысел которой сводился к тому, чтобы встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов разгромить немецко-фашистскую группировку на Шлиссельбургском и Синявском выступах, прорвать блокаду и восстановить сухопутную связь Ленинграда с центральными районами страны. 

Герой Советского Союза генерал армии Николай Григорьевич Лященко – уроженец города Зимы Иркутской области, легендарный комдив 90-й Ропшинской дивизии. Героем Советского Союза он стал только в 1990 году: во время Великой Отечественной Сталин лично вычёркивал комдива Лященко из списков представленных к самой высокой награде: не мог забыть «отец народов» фразу молодого офицера при награждении орденами добровольцев Испании: «Почему вы бросили нас в Пиринеях?». При Брежневе генерала армии не наградили тоже по личным мотивам. При отступлении из Днепропетровска в 1941 году комендант гарнизона Лященко чуть не расстрелял партийного лидера Леонида Ильича за паническое настроение. Награда нашла героя через десятки лет после войны. Лященко писал: «Врученные мне награды я при жизни решил передать в Государственный военно-исторический музей имени Суворова, где их надлежит хранить вечно у боевого Знамени 90-й стрелковой дивизии как память о мужестве и стойкости воинов дивизии, проявленные в боях за нашу Советскую Родину».

За 16 месяцев блокады немецкие войска создали на этом участке мощную систему оборонительных сооружений. 12 января 1943 года после более чем двухчасовой артиллерийской подготовки наша армия перешла в наступление. Трудными были километры прорыва. Враг отчаянно сопротивлялся. Но, несмотря на это, 18 января войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились. С успешным завершением операции «Искра» наступил коренной перелом в битве за Ленинград. Но враг был силён. Нам понадобился целый год, чтобы подготовиться к решающим боям....

Неприступный вал

…Ночь перед боем. Тихая, тёплая. В лесу пахнет свежим снегом, разворошённой прошлогодней листвой. Я недавно вступил в командование 90-й Краснознамённой дивизией и мысленно описывал предстоящий участок прорыва. В ходе операции предстояло разгромить группу армий «Север», полностью деблокировать Ленинград, очистить от захватчиков районы области. Командование Ленинградского фронта планировало нанести по врагу два встречных удара в общем направлении на Ропшу. После соединения мы должны были развивать наступление на Нарву и Лугу. Войскам предстояло прорвать мощную, глубоко эшелонированную оборону противника. Населённые пункты превращены фашистами в узлы сопротивления. К обороне приспособлены железнодорожные насыпи, дамбы, каналы, фабрично-заводские здания. Гитлеровцы называли рубежи у берегов Невы и Волхова «неприступным валом».

Последняя январская ночь сорок четвёртого перед боем. Я отправился на КП дивизии. Поросшая редким лесом гора Колокольня, на которой находились командные пункты дивизии, корпуса, армии, не считая нескольких командно-наблюдательных пунктов полков и фронта, встретила настороженной тишиной.

И пошло-поехало 

…Девять часов тридцать пять минут, 15 января 1944 года. Взорвались красные ракеты – сигнал начала артподготовки. Воздух потряс орудийный гром. 65 минут огненный смерч бушевал на фашистских позициях. По врагу было выпущено более ста тысяч снарядов и мин. В 10:50 шквал огня на время утих. Но тут же дали залп «катюши»! Шарообразные клубы дыма встали над обороной гитлеровцев. Открыли огонь орудия прямой наводки. И почти тут же хмурое небо исполосовали цветные трассы ракет – это сигнал «Вперёд, в атаку!». Со стороны нашей первой траншеи грянула музыка, поднялись алые полотнища боевых знамён – полковых и дивизионного. Над цепями заполыхали флаги штурмовых отрядов. А наш оркестр всё играл известную мелодию «Вставай, страна огромная!». Батальонные цепи дружно поднялись и уверенно пошли на сближение с противником. Фашисты, ошалевшие от нашей артподготовки, какое-то время молчали. До первой вражеской траншеи оставалось сто метров. Нервы напряжены до предела! Артиллерия перенесла огонь на вторую траншею. Передние цепи рванулись вперёд. В траншеях врага стали рваться гранаты. Донеслось громкое «ура!». Цепь перекатилась через первую траншею и пошла дальше.

– Пошла-поехала царица полей, – облегчённо вздохнул кто-то из артиллеристов.

По полю боя уже катили орудия прямой наводки. Начали перемещаться миномётчики. Между тем части дивизии уверенно продвигались вперёд, овладевая позициями и опорными пунктами врага. Из полков начали поступать донесения: «Батальон майора Мамонтова овладел господствующей высотой на правом фланге. Уничтожил пять дзотов, роту пехоты и миномётную батарею противника». Привели первых пленных. Грязные, подавленные. Из-под пилоток торчат женские платки, полотенца – кому что удалось добыть, – мороз в этот день до минус тридцати. Немцы в один голос заявили, что не ожидали такого мощного наступления русских, рассказали подробно об обороне, о расположении штабов, резервов. Это были уже не те спесивые, высокомерные гитлеровцы, покорители Европы.

Встреча под Ропшей

Штаб немедленно переместился на северную окраину Гостилиц. Здесь нас с первыми успехами поздравил командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л.А. Говоров. Благодарность командующего фронтом передали в полки, батальоны и роты.16 января после 30-минутной артиллерийской подготовки дивизии обоих корпусов нашей армии вновь атаковали противника. Наш корпус, отразив до десяти контр­атак, прорвал вторую полосу обороны. Так же успешно действовали соседи. 

С утра 17 января с целью развития наступления на Ропшу в бой был введён танковый резерв. Ожесточённые бои продолжались несколько часов. И лишь ночью Ропша была взята. Здесь же, у Ропши, 19 января соединились войска нашей и 42-й армии. 

На этом завершился первый этап операции Ленинградского фронта. 

Страна радостно встретила сообщение об успехах советских войск под Ленинградом и Новгородом. Особенно радовались ленинградцы, пережившие 900 долгих дней и ночей блокады. 19 января 1944 года Москва салютовала войскам Ленинградского фронта, завершившим разгром группировки врага. 24 стрелковых, танковых, артиллерийских, авиационных, инженерных соединений и частей были удостоены наименования Красносельских, а 13 – Ропшинских. Стала именоваться и наша 90-я Краснознамённая стрелковая дивизия. На боевом Знамени дивизии засверкал орден Суворова II степени. В эти дни мы дважды отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего, а также получили поздравления из штабов корпуса, армии и фронта. 27 января 1944 года советские войска полностью сняли фашистскую блокаду города. В ознаменование долгожданного события в этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Впереди было ещё полтора года войны. Были оккупированные деревни, города, республики и целые страны, которые нам предстояло освободить, но никогда мы так не ликовали, как в тот день – день освобождения Ленинграда от блокады, день нашей первой по-настоящему большой победы на этом театре военных действий».

Ленинградец

Сегодня не бомбили, и с ласкового неба 

Вдруг музыкой упала тишина, 

Да только не согреться, и нет ни крошки хлеба. 

Блокада. Бесконечная зима.

Карандаша огрызок я вынул из подушки, 

Он, неприметный, в печке лишь чудом не сгорел, 

И на листке последнем рисую я осьмушку... 

Нет, полбуханки хлеба – уж очень есть хотел.

Хотя, наверно, мог бы и целую буханку 

Нарисовать украдкой, но страх меня берёт. 

Куда мне, первоклашке, с гранатою под танки, 

А значит – иждивенец я, а значит – лишний рот.

А хлеб-то получился почти как настоящий, 

Я даже запах чую с морозом пополам. 

Нет ничего вкуснее и ничего нет слаще, 

Чем он, ржаной, промёрзший, 

кусок на двадцать грамм!

Но, что же я любуюсь один таким богатством? 

С сестрёнкою и мамой разделим мы обед. 

Я в валенках, шатаясь, иду к большой кровати 

По голому бетону, где раньше был паркет.

А на кровати этой, под рваным одеялом, 

Они спят крепко-крепко уже… четыре дня. 

Я прислонился к спинке и хлебную бумагу 

Делю на маму с Катькой, а также на меня.

Всё поровну, всё честно, я на кровать их доли, 

Законные их доли тихонько положил… 

Но мама ведь большая, и ей бы дать поболе, 

А маленькая Катька совсем лишилась сил.

И, треть свою, помешкав, я снова разрываю 

Напополам, хоть это мне душу бередит, 

Потом к ним забираюсь, и долго засыпаю...

Сергей Сухонин

Фото к статье
От «Искры» разорвались цепиОт «Искры» разорвались цепи
Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт