В последние годы в тихую и патриархальную жизнь на Ямале всё больше вмешиваются приезжие. И если в городах и посёлках это не так заметно, то в тундре становится большой проблемой.
К сожалению, многие ищущие приключений или работу, абсолютно не знают местных традиций, и зачастую нарушают их. Конечно, это происходит не по какому-то злому умыслу. Однако нарушения многих табу, складывающихся столетиями непростой жизни в суровом Заполярье, могут привести к необратимым последствиям.
Впрочем, многие правила просты и запомнить их легко. Самое главное, на стойбище оленеводов надо вести себя по-человечески, не хамить, не кичиться своей цивилизованностью. Напомним, что у местных народов есть своя древняя культура, хоть и не техногенная, но они живут в ладу с окружающей природой и чувствуют себя здесь вполне комфортно.
Оленевод – профессия непростая, требующая постоянного внимания, поэтому приезд гостей вызывает у них дополнительные хлопоты. Хотя гостям они всегда рады, и в случае необходимости помогут чем смогут. Кстати, многие ненцы живут небогато, поэтому с собой нужно брать продукты.
Есть несколько правил, которые нужно соблюдать во время трапезы. Например, женщины не садятся одновременно с мужчинами за стол, однако городских гостей это не касается. А если уже насытился, то нельзя сразу же вставать из-за стола, потому что по поверьям приезжий может унести с собой достаток. Чтобы этого не произошло, хозяйка держится обеими руками за стол. Кстати, чаепитие многих застаёт врасплох. Радушная хозяйка постоянно подливает чай, и, чтобы показать, что достаточно, нужно просто перевернуть кружку вверх дном и поставить на блюдце.
Бытует мнение – все тундровики пьют много водки. На самом деле это далеко не так, многие вообще трезвенники, к тому же если злоупотреблять «огненной водой», то можно в одночасье потерять оленей, а для оленеводов эти животные – смысл жизни, кормильцы. Ну и надо учесть ещё один немаловажный момент, подобные застолья могут закончиться неожиданно трагически, превратившись из дружеского общения в скандал со всеми вытекающими. Потому многие бывалые путешественники не советуют ставить бутылку на стол. Хотя можно водку подарить потом, потому что в этом беспокойном хозяйстве она бывает очень нужна.
Разговоры с оленеводами можно вести на любые темы, все окончили школу, служили в армии, многие внимательно следят за событиями в стране и мире, имеют своё мнение. Но и здесь есть табу. Людей, впервые попавших на стойбище, удивляет, что у многих оленеводов на полочке стоят иконы (в основном они поклоняются Николаю Чудотворцу), а рядом лежат языческие куклы. Дело в том, что уже несколько веков у ямальских кочевников мирно уживаются две религии – православная и языческая. Но распространяться на эту тему они не любят, так что донимать их досужими расспросами не стоит, – захотят, сами расскажут. Недаром есть пословица: в чужой монастырь со своим уставом не суйся.
Сейчас этнографы и опытные путешественники замечают, некоторые традиции у оленеводов безвозвратно уходят в прошлое, но гостям в стойбище местных кочевников всё же не мешает следовать им. Это только вызовет у хозяев уважение, и в следующий раз они вас встретят радушно.