наверх

Конвой Белое море – Диксон

«ПК» № от 5 мая 2016
Конвой Белое море – Диксон

Массовый отклик получил историко-мемориальный проект «Карские экспедиции», который ямальский краевед Сергей Шулинин начал в 2008 году.

По его словам, одна из задач проекта – восстановить и сохранить полную историю морских боёв в Карском море, историю гибели «БД-5» в августе 1944-го. Губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным принято решение о проведении «Карских экспедиций». «Благодаря его патриотическому и человечному отношению к истории Арктики, к погибшим в Карском море мы смогли открыть и сохранить факты войны в Заполярье!»

Проект «Карские экспедиции», начинавшийся как региональный, стал уникальным, он не имеет аналогов. Охват людей и событий, связанных с проектом, – это 18 стран мира, оттуда приходят фотоснимки и страницы воспоминаний…

Все – на борт!

Тихим вечером 8 августа 1944 года из Северодвинска (в прошлом Молотовск) вышел небольшой конвой Белое море – Диксон №5 (БД-5). Его основное судно – транспортный пароход «Марина Раскова», водоизмещением чуть более 9 тысяч тонн. На борту – экипаж, очередная смена полярников и семьи работающих на Диксоне. Всего на борт поднялось 354 пассажира. Команда парохода состояла из 55 человек, также на судне была военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев. В трюмах разместили более 6000 тонн продовольствия – муку, сухари, чай, масло, а также боеприпасы и технические грузы. 

В зоне наших северных морей немецкие субмарины чувствовали себя, как дома. Поэтому транспорт сопровождал конвой – минные тральщики Т-114, Т-116 и Т-118. Последний был флагманским, на нём держал флаг командир конвоя, капитан I ранга А.З. Шмелёв. 11 августа корабли вошли в Карское море и легли на курс к острову Белому. К тому времени на корабли разослали предупреждение: замечена подводная лодка противника. 

Торпеда справа

Командир конвоя решил идти ближе к берегу, но в восемь часов вечера 12 августа прогремел первый взрыв у правого борта «Марины Расковой». Сила взрыва была столь мощной, что мешки с мукой из трюма выбросило через пробоину, людей, которые были на палубе, сбросило в ледяное море, команда машинного отделения почти вся погибла. Торпеда вывела из строя два котла, транспорт встал. Спасательные шлюпки по правому борту были разрушены. Затем транспорт дал крен и стал осаживаться на нос. Живых начали эвакуировать на другие суда, но смерть витала кругом.

Вскоре последовал взрыв у флагманского Т-118, спасти его не удалось – он ушёл ко дну. Команду эвакуировали на Т-114, куда над волнами переправляли женщин и детей с борта транспорта. К полуночи тральщик Т-114 принял 144 человека с «Марины Расковой» и более шестидесяти членов команды Т-118. Внезапно в середине Т-114 прогремел мощный взрыв – немецкая субмарина, которая залегла на дно для перезарядки торпед, добила стоящие корабли. Тральщик Т-114 ушёл на дно за четыре минуты, эвакуированные на него пассажиры и команда (около 200 человек) погибли. Спаслось только 26 человек.

В ледяной воде

Тогда командир Т-116 капитан-лейтенант В.А. Бабанов решил немедленно покинуть район, чтобы не подвергнуть опасности последнее судно со спасёнными (около 186 человек), а доставив их на берег, вернуться за оставшимися. Его тральщик взял курс на запад и на полном ходу пошёл в порт Хабарово. Вслед ему гремят два взрыва на полузатопленной «Марине Расковой», корабль уходит на дно. Добив грузовой транспорт, подлодка U-365 поднялась на поверхность и, не обращая внимания на людей в шлюпках, погналась за тральщиком. После ухода Т-116 в море на шлюпках, кунгасах, обломках судов в ледяной воде осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек. 

К несчастью, вслед за гибелью кораблей разыгрался шторм. Холодная вода заливала спасательные судёнышки, на которых оставались десятки человек. Им предстояло тяжёлое испытание – борьба за жизнь с ледяными волнами Карского моря, без пищи и пресной воды. Дошедший до Хабарова Т-116 не вернулся из-за шторма. Лишь благодаря героическим усилиям лётчиков удалось спасти жизни ещё 73 человек. 

Поиск и спасение

14 августа 1944 года началась поисково-спасательная операция силами Северного флота и главного управления Севморпути. В ней приняли участие лётчики Карской военно-морской базы на гидросамолётах «Каталина» С.М. Рубан, С.В. Сокол, В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков, Новоземельской ВМБ В.Н. Евдокимов, Беликов, Хотулев, Управления полярной авиации М.И. Козлов, И.И. Черевичный. Они спасли около 70 человек, один из них умер на борту самолёта. При спасении людей экипажи проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М.И. Козлова. В сложных условиях 23 августа 1944 года ему удалось спасти 14 человек на баркасе, где 10 дней назад было около 90 человек. 

А в сентябре 1944 года командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски прекратить. Дела сдали в архив – ещё шла война…

Спасатели в конце августа 1944 года у мыса Рагозина на острове Белом нашли кунгас с трупами людей, которые предали земле. В 1947 году работники полярной станции острова Белый перезахоронили их. Затем следы братской могилы затерялись, её в рамках «Карских экспедиций» нашла научно-поисковая экспедиция Александра Шлюшинского. 

После войны информация о боях в Карском море была скупо представлена в книгах профессора Михаила Белова, в ряде военных и гражданских мемуаров, но полного исследования не имелось. Многие страницы войны были закрыты грифами «секретно» и людской болью – не пришло время, свежи были в памяти людей кровавые страницы войны. И лишь спустя десятилетия приходит понимание, какой страшной, нечеловечески жестокой и жуткой была война, на которой погибли миллионы…

Фотография из прошлого

Весь наш рассказ основан на личных встречах с Сергеем Шулининым, по предоставленным им документам. Прошли годы и десятилетия. Война стала историей, но не канула в Лету. Потомки восстанавливают историю, поиск приобретает народный размах.

– Более 70 лет Карское море хранило тайну гибели найденных судов. Теперь подводные объекты приобрели свои имена, – говорит Сергей Шулинин. 

Он отмечает, что одним из самых значительных мероприятий стало проведение научно-мемориального похода «Карская экспедиция-2105». Отряды экспедиции провели в архивах Москвы, Подольска, Санкт-Петербурга, Гатчины, Архангельска немало дней. Благодаря этому составлены, например, списки участников конвоя БД-5, которые занимают 188 страниц печатного текста. Уточнены данные по потерям конвоя – 376 человек из 753. 

17 августа 2015 года губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, епископ Салехардский и Новоуренгойский Николай, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Сергей Кочкуров, замдиректора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский, заместитель губернатора Александр Мажаров и другие официальные лица приняли участие в траурных церемониях по возложению венков в море с борта судна «Балтика» – в память о погибших участниках конвоя БД-5. 

Сергей Шулинин отмечает:

– Наш конвой памяти находится в начале пути, и ещё многое предстоит сделать, чтобы увековечить память погибших и героизм спасавших. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Так, нашлась дочь погибшего участника конвоя БД-5. В свои 75 лет она увидела фотографию отца и узнала, где погибли родители. На острове Белом поставили мемориальный комплекс в память о той трагедии, в Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.

Мы продолжим публикации по истории «Карских экспедиций» и морских боёв в зоне ямальских берегов, ещё много героических страниц и героических личностей.

Фото к статье
Конвой Белое море – ДиксонКонвой Белое море – ДиксонКонвой Белое море – Диксон
Фото:предоставлено ГКУ «Научный центр изучения Арктики»
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт