Он остался в памяти народа, как прекрасный доктор и замечательный человек. В сентябре этого года исполнится 155 лет со дня рождения обдорского врача Израиля Зальмунина.
Весточка из Казани
Несколько лет назад известный ямальский краевед Людмила Липатова опубликовала статью о первой переписи в Обдорске и буквально сразу же получила на неё отзыв. Письмо пришло из Казани от потомков доктора Зальмунина, того самого, что в ноябре 1891 года собрал, обобщил и проанализировал данные населения села. Родные Израиля – Еселя Ицкова Зальмунина долгие годы по крупицам собирают историю своей семьи, и им было интересно всё, что касалось их предка. Между Казанью и Салехардом завязалась оживлённая переписка, которая продолжается по сей день. Это сотрудничество дало много нового и интересного обеим сторонам и позволило познакомить салехардцев с жизнью и деятельностью одного из первых врачей Ямала.
Первый врач в роду
Израиль – Есель Ицков Зальмунин (на снимке), или как его называли Израиль Ицкович (Исаакович), родился 14 сентября 1861 года в местечке Сухари Чаусского уезда Могилёвской губернии «у Горецкого мещанина Дубровенского общества Ицки Израилева-Еселева Зальмунина от законной жены его Фейги Хаймовой». Из Белоруссии, как пишет праправнук Юрий Зальмунин, семья по какой-то причине переезжает в Сибирь – в аттестате зрелости указано, что Израиль обучался в Тобольской гимназии с 18 января 1878 года пять лет и два месяца. В 1883 году молодой человек поступает в Казанский университет, но не на медицинский факультет, как наверняка сейчас подумали многие из вас, уважаемые читатели, а на физико-математический. Чуть позже он подаёт прошение о переводе. К слову, Израиль – Есель Ицков Зальмунин стал первым медиком в роду и положил начало династии врачей. В частности, его праправнук Юрий – подполковник медицинской службы в запасе, сын Юрия Константин трудится врачом-психиатром.
Служить народу
В энциклопедии Ямало-Ненецкого автономного округа говорится, что Израиль Ицкович работал обдорским объездным врачом в 1890 – 1893 годах и образцово исполнял свой врачебный долг. Тому есть ряд свидетельств: ходатайство жителей Обдорска, опасавшихся эпидемии в 1892 году, о том, чтобы его не переводили в другое место, а оставили в селе, и их же благодарственное письмо при отъезде врача в 1893 году, и такая реплика «Сибирского листка» (1905, №73): «Приобдорские остяки у нас прекрасно помнят ласковых и добрых к нам докторов. Таковыми в Обдорске были г. Нейберт и нынешний березовский врач г. Зальмунин».
В 1901 году он впервые провёл в Обдорске оспопрививание среди населения, составил программу чтений по медицине и гигиене для предупреждения распространения заразных болезней и, по отзыву политссыльного Виктора Бартенёва, прочитал «превосходную популярную лекцию, выслушанную обдорянами с большим интересом и вызвавшую с их стороны принятие разного рода мер».
Арон Яковлевич Штернберг, которого Зальмунин сменил на должности берёзовского уездного врача в 1901 году, спустя годы вспоминал о нём, как о человеке цельном, ясном, редкой душевной чистоты, испытывающем искреннюю любовь к страждущему. Он писал: «Помимо моих личных воспоминаний об этом обаятельном человеке и выдающемся враче, я не могу не вспомнить здесь о тех симпатиях к нему не только со стороны местного русского населения, но, что всегда важнее и ценнее – со стороны инородцев.
И действительно, попав ещё молодым врачом на далёкий север, Зальмунин отдался служению населению со всем пылом энтузиаста своего дела и друга бедных. Не разбирая ни звания, ни состояния он шёл всегда по первому зову.
На службу пошёл он с большим запасом специальных знаний и оказывал населению обширную хирургическую и акушерскую помощь, о чём и до сих пор помнят в тех далеких местах».
Многообразие талантов
Помимо врачебной деятельности Израиль Зальмунин занимался общественными делами. Состоял в переводческой комиссии, образованной по инициативе настоятеля Обдорской духовной миссии отца Иринарха (в миру Ивана Семёновича Шемановского), как уже упоминалось, провёл перепись населения в Обдорске. Был членом Тобольского губернского музея и в 1890 – 1893 годах передал несколько предметов для его антропологической коллекции.
Уезжая в Петербург, доктор Штернберг передал не только свой пост. Во время пребывания в Берёзове Арон Яковлевич активно печатался в «Сибирском листке». Израиль унаследовал его литературное дело, опубликовав в газете несколько подробных «Писем с Севера» и ряд заметок. Читаешь эти строчки и явственно представляешь всё, о чём написано. Поистине помимо дара врачевания Зальмунин обладал и писательским талантом.
В той же энциклопедии ЯНАО упоминается, что в Берёзове Израиль пробыл до марта 1906 года, затем перебрался в Тобольск. Скончался Израиль – Есель Ицков Зальмунин 22 марта 1914 года в Санкт-Петербурге после операции из-за рака поджелудочной железы. Было ему 52 года.
Детективная история
При подготовке этого материала не отпускали сомнения: куда был переведён Зальмунин в 90-х из Обдорска? Энциклопедия Ямала сообщает, что он работал сельским врачом в Самарово (ныне – район Ханты-Мансийска), врачом для командировок. А вот в статье научного сотрудника одного из казахстанских музеев Нины Крутовой «Медики-евреи Семипалатинской области. Конец XIX – начало XX вв.» за 2010 год говорится: «С 1892 – 1899 гг. врачом 3-го участка Семипалатинского уезда назначается Зальмунин Израиль Ицкович, выпускник Императорского Казанского университета». Кстати, в письмах родные также упоминают работу прапрадеда в Казахстане. Получается, что из Обдорска наш герой отправился в Казахстан, а потом вернулся. Смущает наложение дат, но может быть на каком-то этапе была допущена ошибка? И сколько он прожил в Тобольске, прежде чем отправился в Санкт-Петербург? Возможно, в своих следующих посланиях Людмиле Липатовой потомки обдорского врача дадут ответы на эти вопросы.