наверх

Забытый стратегический успех

«ПК» № от 22 сентября 2016
Забытый стратегический успех

Знаменитая Галицийская битва была частью кампании русской армии в самом начале Первой мировой войны. На этом участке дивизии Юго-Западного фронта воевали с Австро-Венгрией.

Обстановка накануне операции

Первая мировая война началась с экстренного наступления армии Российской империи на запад. Конфликт разразился внезапно, и во всех столицах мира до последнего дня надеялись избежать кровопролития. Тем не менее, ультиматум Австро-Венгрии Сербии сделал своё дело, и Николай II издал манифест о начале войны. В первый месяц кампании шли не только интенсивные бои, но и невиданная по размаху мобилизация мирного населения. Крестьяне проходили спешное обучение и шли на фронт рядовыми. На северном направлении российская армия предприняла атаку на Восточную Пруссию – немецкую провинцию. На юге царским генералам пришлось столкнуться с другим противником – Австро-Венгрией. Монархия Габсбургов была верной союзницей Германии, и теперь обе эти страны координировали свои действия против империи Романовых. Австро-Венгрия была большой страной, в неё, помимо всего прочего, входили Галиция, Буковина и Румыния. Все эти провинции являлись глухим углом империи. Западные европейцы практически ничего не знали об эти краях – для них цивилизация заканчивалась в Будапеште. Именно там и произошла Галицийская битва.

Российский штаб

Для противостояния с Австрией в июле 1914 года был оперативно создан Юго-Западный фронт. Это стратегическое объединение включало в себя несколько армий. Его главнокомандующим стал артиллерийский генерал Николай Иванов. За годы службы в армии он прошёл ряд важных кампаний: русско-турецкую войну в Болгарии, а также русско-японскую войну. Личность этого генерала пользовалась неоднозначной популярностью. Так, например, Антон Деникин отзывался о нём как о человеке, не обладавшем достаточными познаниями в стратегии. В русской армии была распространённой точка зрения, что всеми своими успехами главнокомандующий был обязан начальнику штаба Михаилу Алексееву.

Новые условия ведения войны

Галицийская битва, как и любые сражения начала войны, показала, что вся тогдашняя военная школа попросту устарела. Генералы по-прежнему руководствовались принципами, принятыми в XIX веке. При этом не принималось в расчёт значение новых видов вооружения – артиллерии и авиации. В начале XX столетия конница уже стала пережитком прошлого, что наглядно показала Первая мировая война. Галицийская битва и весь ужас её кровопролития оказался совершенно неожиданным для современников. Шапкозакидательские настроения накануне войны царили во всех странах-противницах – Германии, России, Франции и т. д. Каждая держава считала, что ей будет достаточно быстрого марш-броска, чтобы победить врага. Например, в Берлине часто приводили в пример франко-прусскую войну 1870 – 1871 гг., когда меньше чем за год вся французская армия была разгромлена. На самом же деле и Антанте, и центральным державам предстояла многолетняя изнуряющая бойня.

Неудача на польском направлении

Следует отметить, что Галицийская битва была не битвой как таковой, а целой операцией, состоявшей из нескольких сражений. Пять русских армий под командованием Николая Иванова начали своё наступление 5 августа (по старому стилю). Несколько соединений шли разными дорогами. При этом ширина фронта составляла 500 километров. Первоначальной целью наступления был Львов, или по-немецки Лемберг. Разделённые армии шли разными дорогами на запад. Первое серьёзное сражение произошло при Краснике, когда 4 армия Антоная Зальца столкнулась с 1 армией Виктора Данкля. Австрийцы атаковали наступающее войско. После затяжного и упорного боя Зальц отдал приказ об отступлении к стратегически важному городу Люблину. Таким образом, русское наступление на польском участке фронта провалилось. Из-за неудачи на севере Иванову пришлось перебросить несколько дивизий на фланг наступавшей 1 австрийской армии. Манёвры приняли сумбурный характер. Они были осложнены плохими дорогами в разорённой прифронтовой полосе. Русские войска с самого начала действовали распылённо на широком участке наступления. И во время операции, и особенно после неё, эта тактика подвергалась критике.

Русский марш на запад

Если царской армии не везло на севере, то австрийцы провалились на центральном направлении. Главные сражения в этом регионе произошли на берегу Золотой Липы. Армия Габс­бургов отступила. 21 августа пал Львов, 22 августа – Галич. Австрийцы пытались отбить крупные города. Упорные бои шли в 50 километрах от этих населённых пунктов. К сентябрю отступление армии Франца Иосифа стало настолько неорганизованным, что больше походило на бегство. Тем временем в Восточной Пруссии немцами была окружена и разгромлена армия Самсонова. Сам генерал покончил с собой, не выдержав позора. Это случилось из-за того, что в Восточной Пруссии русские действовали посредством двух разделённых армий. И если одна была уничтожена, то вторая теперь подключилась к сражению с австрийцами, что придало дополнительный импульс наступлению на юго-западе. К 13 сентября весь регион был оккупирован русскими частями. Так закончилась Галицийская битва 1914 года. В дальнейшем последовала многомесячная осада Перемышля, во время которой фронт между двумя державами стабилизировался и находился примерно в 120 километрах к западу от Львова.

Значение

Кровопролитная Галицийская битва показала полную неспособность австрийской армии к военным действиям. Это объяснялось технической отсталостью, плохой инфраструктурой и неправильными расчётами генштаба. Войско разъедалось изнутри из-за национальных противоречий. Дело в том, что в армии находились не только австрийцы и венгры, но и представители славянских народов. Это были чехи, словаки, хорваты. Многие из них были настроены критически к монархии Габсбургов, считая свои родные земли оккупированными. Поэтому в австрийской армии были часты случаи дезертирства и перехода на сторону России. Славяне надеялись, что царь не только разобьёт Габсбургов, но и дарует свободу их собственным странам. Конечно, такая точка зрения не была всеобщей. И среди чехов было много роялистов, верно сражавшихся с Антантой до самого конца. Кроме того, Галицийская битва проходила в условиях, когда вой­на ещё только началась, и экономический кризис ещё не успел ударить по благосостоянию воюющих стран.

Реакция Германии и России

Неспособность австрийцев противостоять России привела к тому, что немцам пришлось помогать своему южному соседу. С Западного фронта, где война приняла позиционный характер, Германия начала перебрасывать свои дивизии. Такие меры стали регулярными и продолжались до самого подписания мира с Советским правительством. В России наметился патриотический подъём, чему в немалой степени способствовала Галицийская битва. Год войны все общественные силы поддерживали царскую власть. Когда фронт остановился, а в стране начался экономический кризис, жители империи кардинально поменяли своё мнение обо всей кампании.

Потери сторон

Австрийцы потеряли 300 тысяч человек убитыми и ранеными, ещё 100 тысяч оказались в плену. В стране прошла повторная волна мобилизации, чтобы хоть как-то компенсировать образовавшуюся в армии брешь. Потери России также были значительными. Около 200 тысяч человек погибло или было ранено, ещё 40 тысяч попали в плен. Галицийская битва показала все ужасы войны нового типа. После обстрелов артиллерии люди получали такие увечья, с которыми раньше не сталкивались полевые хирурги. Ужасная судьба солдат привела к началу пропагандистской кампании в России по сбору средств на гуманитарную помощь. По всей стране открывались лазареты, где ухаживали за новыми инвалидами и искалеченными. Чуть позже царская семья распорядилась открыть в Зимнем дворце специальную больницу, куда попадали раненые фронтовики, в том числе и с Юго-Западного фронта.

Фото к статье
Забытый стратегический успехЗабытый стратегический успех
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт