В Салехарде прошла межрегиональная конференция «Изучение и популяризация истории арктических конвоев ВОВ 1941–1945 гг. «Карские экспедиции» – региональный проект Ямала».
Два дня в Музейно-выставочном комплексе им. Шемановского говорили о минувшей войне. Войне, которая шла не только на широко известных сухопутных полях сражений, но и среди ледяных полей и островов российской Арктики. И здесь были жестокие бои за свободу и независимость нашей Родины, гибли люди. Одним из прорывов в изучении страниц прошлого стал проект «Карские экспедиции», инициированный краеведом Сергеем Шулининым в 2008 году и поддержанный затем губернатором региона. Активно откликнулись свидетели и участники тех событий. Декабрьская конференция подвела итог многолетних работ и спланировала поисковую деятельность на будущее.
Из глубин Карского моря
Для участия в работе конференции прибыли десятки специалистов из различных регионов России. Знаковым событием стал приезд в разгар декабрьских морозов детей и внуков участников конвоя БД-5 и героического боя парохода «Александр Сибиряков» с тяжёлым немецким крейсером «Адмирал Шеер».
Губернатор округа Дмитрий Кобылкин принял Сергея Бабанова – внука командира тральщика ТЩ-116 Василия Александровича Бабанова. Валентину Голышеву – дочь участника конвоя БД-5 Георгия Павловича Голышева, матроса тральщика ТЩ-118. Надежду Качараву – дочь капитана ледокольного парохода «А. Сибиряков» Анатолия Алексеевича Качаравы и Людмилу Эргюн – его родственницу. Гульнар Тучину – дочь капитана транспортного парохода «Марина Раскова» Виктора Александровича Демидова. Татьяну Санакину – внучку третьего штурмана транспорта «Марина Раскова» Ивана Демьяновича Вондрухова. Александра Шаларёва – внука третьего штурмана л/п «А. Сибиряков» Павла Дмитриевича Иванова. Виталия Морозова – сына пассажиров транспорта «Марина Раскова», работников полярной станции «Тикси» ГУСМП Надежды Викторовны Наумовой и Эльцека Ивановича Морозова. Александра Крикунова – внучатого племянника ямальского Героя Советского Союза Вениамина Николаевича Егорова.
– Мы открыли неизвестные страницы боевой славы нашей земли благодаря настоящим патриотам – людям, у которых в сердце ответственность за сохранение памяти и истории, – сказал на встрече с родственниками Дмитрий Кобылкин.
Здесь же родным и близким передали капсулы с водой из глубин Карского моря. А они подарили семейные реликвии – для формирования фондов музея.
Дважды в истории
Напомним, 25 августа 1942 года в Карском море принял неравный бой ледокольный пароход «А.Сибиряков». Он сразился с тяжёлым немецким крейсером «Адмирал Шеер», который направили для уничтожения советских транспортов, ледоколов, кораблей эскорта и порта Диксон. Рейдер свою задачу не выполнил. Наших судов, кроме «Сибирякова», он не нашёл. А подойти неожиданно к Диксону ему не дали моряки парохода, который шёл к Северной Земле. Капитан судна Анатолий Качарава и его команда, не побоявшись гибели, вышли в эфир и открытым текстом передали информацию о присутствии в районе надводного корабля противника и о начале боя. Благодаря этому советские караваны ушли во льды к северу и не пострадали, а Диксон подготовился к бою, которому в 2017-м исполнится 75 лет.
Команда не приняла капитуляции и не спустила флаг корабля. Это был единичный случай, все иные суда сдавались немецкому крейсеру. Его везение на этом закончилось, бой с «А. Сибиряковым», по оценкам морских экспертов, стал для крейсера роковым – более он не имел удачных походов и побед.
Бой шёл около 10 минут. Моряки открыли кингстоны, часть спаслась, большинство погибли в ледяной воде. Капитан Анатолий Качарава выжил в плену, после освобождения служил на судах Советского флота, скончался и похоронен у стен мореходки в Батуми (Грузия). Пароход «А. Сибиряков» дважды вошёл в историю – прошедшим по Северному морскому пути за одну навигацию и августовским боем.
Конвой БД-5
Так же в августе, только 1944 года, немецкая подводная лодка потопила в Карском море у острова Белого конвой «Белое море – Диксон-5». В его составе транспортный пароход «Марина Раскова», водоизмещением чуть более 9 тысяч тонн, а на борту – экипаж, очередная смена полярников для станций ГУСМП Карского моря и моря Лаптевых, семьи полярников, работающих на Диксоне, – женщины, дети, из них не спасся ни один... В трюмах – более 6 тысяч тонн продовольствия, боеприпасы и технические грузы для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Транспорт сопровождали тральщики Т-118, Т-114 и единственный уцелевший Т-116. Караван благополучно прошёл Белое море, а 12 августа 1944 года в Карском море в 50 милях от острова Белого суда торпедировала и потопила фашистская подводная лодка U-365 (командир – капитан-лейтенант Х. Ведемейер). Всего в конвое было 752 человека, погибло 378. Судьба шестидесяти шести до сих пор неизвестна. Часть людей спаслись на баркасе, их подобрал лётчик Матвей Козлов. Некоторые добрались до Марра-Сале, Дровяного, где и были найдены.
После войны информация о боях в Карском море была скупо представлена в книгах профессора М. Белова, ряде мемуаров, но полного исследования не имелось. С 2008 года идёт международная поисковая операция «Конвой БД-5». Удалось найти живыми пять участников конвоя. Проведена научно-архивная работа по сбору информации по истории конвоя, составлен список бойцов и пассажиров конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками. На острове Белом установлен мемориальный комплекс.
А через месяц папа погиб...
После встречи у губернатора в залах МВК началось основное действие, которое открыла заместитель главы региона Наталия Фиголь. Она отметила важную особенность: то, что выставку создали по итогам проекта, который объединил сотни и тысячи людей разных возрастов и профессий, а проект вылился в общероссийское научное исследование и обнаружил новые страницы истории Арктики и Ямала.
В зале музея посетителям представили экспозицию, где впервые выставлены пулемёты английского и американского производства. Их нашли водолазы во время подводного обследования пароходов «Марина Раскова» и «А. Сибиряков». В витринах иные предметы, поднятые с погибших судов, – штурвал, рынды, снаряды, крупнокалиберные патроны… Гости увидели архивные фотографии, сделанные в ходе поисковых работ на воде и под водой, рисунки ямальских детей – победителей творческого конкурса «Карское море в огне». После осмотра экспозиций выступили родственники моряков, которые приехали в Салехард из Мурманска, Архангельска, Петербурга и Тбилиси.
Гульнар Викторовна Тучина, дочь капитана грузового судна «Марина Раскова» Виктора Александровича Демидова. Когда он погиб, ей было шесть лет, отцу – 43 (07.11.1900 г.р.). Она рассказывала, что моряки не хотели идти в этот рейс: приметы были – сбежали все крысы, лошади не везли груз к пароходу, кто, как мог, отказывался от рейса, саботировали его…
– Но отца попросил возглавить рейс Папанин (И.Д. Папанин – дважды Герой Советского Союза, начальник Главсевморпути в 1939–1946 годах. – Авт.). Он уважал отца, и тот согласился, тогда и команда пошла, моряки доверяли отцу и любили его. А первый раз о проекте я узнала в 2009 году, мне позвонил Александр Мажаров и попросил приехать, но тогда не получилось. Вот теперь приехала. «Карские экспедиции» для меня светлая память о папе. Ведь нигде об этом открыто не говорилось раньше. После войны мама ездила к друзьям папы в порт, где он служил, они писали запросы, только никаких ответов не было, все молчали.
В руках Гульнар Викторовна держит фото, на нём девочка с бантами сидит на плече моряка, это фото июля 1944 года, а «через месяц папа погиб».
Надежда Анатольевна Качарава, дочь капитана парохода «А. Сибиряков» Анатолия Викторовича Качаравы, родилась после войны, говорит сквозь слезы:
– Я посмотрела фильм о «Карских экспедициях». Это жизнь отца, и для меня фильм – это история папы, история его войны. Понимаете, такое ощущение, что мой отец здесь, с нами. Я так благодарна всем, кто создал фильм, кто нашёл пароход, и так благодарна России, что она не забывает моего отца… Спасибо вам большое. Я благодарю людей, долгих им лет жизни…
Валентина Георгиевна Голышева, дочь погибшего Георгия Павловича Голышева, матроса тральщика ТЩ-118:
– Меня переполняют чувства, эта экспедиция стоит того, ради чего живут, стоит нашей памяти о погибших. И дай Бог всем устроителям здоровья, сил продолжить эту экспедицию. Я считаю, фильм о поиске следов войны надо показать по центральному ТВ на всю страну. Я на День Победы покажу фильм в университете, где работаю. Надеюсь, что эта работа будет продолжена, у меня сегодня взяли ДНК… (На острове Белом похоронена группа краснофлотцев и гражданских лиц, кровь взяли для определения ДНК. Анализ поможет при идентификации останков, вдруг отец В.Г. Голышевой похоронен на Белом. – Авт.) Я надеюсь, что найдут останки отца, и я тогда приеду помянуть папу. А ваш округ просто молодец!
Память – ответственность поколений…
В начале научной конференции все отметили роль Сергея Шулинина в создании и организации Карской эпопеи. А Валентина Голышева подробно рассказала о своей работе по изучению северных конвоев – операции «Дервиш», особенно о конвое PQ-17, в составе которого был и пароход «Марина Раскова», его тогда сильно повредили, после ремонта он ушёл в последний рейс. И сегодня, подчеркнул Сергей Шулинин, только начинает открываться вся история этого парохода.
Представители компании ООО «Фертоинг» рассказали, как спустя десятилетия на судне «Балтика» начали обследовать погибшие суда. Члены экспедиции выполнили колоссальной важности и сложности работы. Водолазы спускались в ледяные глубины, где вели расчистку обломков судов, открыв часть тайн, которые десятилетиями хранит Карское море. А что двигало молодыми профессионалами компании, которые родились в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века? Об этом в своём выступлении сказал директор ООО «Фертоинг» Артём Мельников:
– Это наша история, которую мы должны сохранять и беречь. Наша ответственность перед теми поколениями, которые отстояли и передали нам нашу свободную Родину. Передали нам возможность развиваться и создавать свои семьи. Мы должны понимать, что жизнь – это не отрезок между тем, где мы родились и где нас не стало. И память о прошлом – это эстафета, которую мы должны нести всю жизнь. Мы обязаны делать свой осознанный выбор, как участники тех событий, когда шли ради нас на смерть. Замечу, что когда реализовывали проект «Карские экспедиции», перед некоторыми его участниками встал вопрос: бизнес или работа в проекте памяти. Они выбрали проект памяти!
После встреч и обсуждений участникам конференции показали документальный фильм о войне в Карском море, о том, как гибли наши люди и корабли. После фильма в зале долго молчали… Все выступления перенесли на следующий день, надо было пережить увиденное в фильме.
Мы вас всех найдём!
Следующий день работы конференции посвятили докладам. Выступали гражданские специалисты, краеведы, подводники, архивисты гражданских и военных хранилищ, военные моряки. География поиска – от Архангельска до Якутии, и, как выделил один из докладчиков, «конференция по истории войны в Карском море носит общероссийский характер». В сообщениях – история «Карских экспедиций», которая ещё не завершена.
Сергей Шулинин представил проект книги «Ямальский мемориал арктических летописей». А на диск к книге уйдут фотографии, архивные документы и запись спектакля «КОН.ВОЙ» – он поставлен актёрами из Нового Уренгоя и прошёл по всему округу. Участники рассказали о работе над проектом: о работах в личных и государственных архивах, о поиске заброшенной могилы на острове Белом, об эксгумации останков советских моряков, их перезахоронении с отданием воинских почестей. Об установке часовни на острове Белом. О поисковых работах в различных местах страны, где шли бои. Представили данные о воинских захоронениях, которые внесли в базу Министерства обороны РФ. В первом квартале 2017 года на сайте «Память народа» разместят информацию о воинском захоронении на острове Белом.
Говорили о недавней работе водолазов на дне Карского моря. Об операции по переводу 15 речных судов из Печоры в Обь в 1943 году, где команды состояли преимущественно из женщин и подростков, мужчины были на фронте. Работники гражданских архивных учреждений и архивов ВМФ РФ представили обширную информацию по истории атлантических и внутренних арктических конвоев. Многих заинтересовала информация об экспедициях особого назначения (ЭОН) – перегон боевых кораблей на Дальний Восток и обратно по трассе СМП, одну из экспедиций спас бой «А.Сибирякова» в Карском море, экспедиция ушла во льды.
Одна из малоизученных страниц войны – история переброски военных самолётов с Аляски через Сибирь на фронт. Трасса проходила и над территорией нашего округа, где-то в селькупской тайге лежат обломки самолётов, потерпевших аварию. Алексей Корнис, капитан I ранга, доложил о противоминной деятельности Северного флота в Обской губе, где в годы войны выставили более 350 мин. В 2012 году шесть миноподобных объектов было взорвано. Работы по изучению минной обстановки прошлого велись очень тщательно в связи со строительством в губе. Капитан II ранга Дмитрий Укрюков рассказал о подводно-технических работах Северного флота на затонувшем транспорте «Томас Дональдсон», этот опыт использован в поисковых работах в Карском море.
Были представлены материалы по патриотическому воспитанию молодёжи на примере «Карских экспедиций», о роли юного поколения в восстановлении истории Арктики и ряд иных материалов, важных для понимания истории войны в высоких широтах. Над этой и другими темами будут работать участники «Карских экспедиций». Выступающие из регионов искренне отмечали чуткое и трепетное внимание властей округа к работе поисковых отрядов региона. Докладчики из Красноярска, Архангельска, Мурманска говорили, что у них теперь есть пример сотрудничества, который они представят у себя и, возможно, найдут такую же заинтересованность во власти для сохранения исторической памяти.
Проект «Карские экспедиции» не закончился. Обнаружена новая информация, требующая уточнения и исследования. Многое о событиях Великой Отечественной и их участниках ещё неизвестно в силу ряда причин. Эти страницы памяти надо открыть, чтобы написать: «Мы вас всех нашли!» А это десятилетия. Как отметил один из участников конференции, «не при нашей жизни будут подняты и найдены останки всех погибших на войне». А память живых и павших предстоит сохранять молодым, поиск надо продолжать – это общий долг россиян.