наверх

Первые крылья русского Заполярья

«ПК» № от 2 января 2014
Первые крылья русского Заполярья

Старожилы Салехарда ещё помнят самолёты с ярко-красным оперением и лейблом «Полярная авиация». Не станем вдаваться в её полную героизма и подвигов историю. Расскажем лишь об одном из истоков полярной авиации.

Полярные начала

Сегодня известно, какую исключительно важную роль в изучении и экспериментальном освоении высоких широт сыграли моряки и гидрографы русского военно-морского флота, что ещё не оценено по достоинству. Между тем военно-морское ведомство России сделало в 1913 – 1914 годах первый вклад в создание русской полярной авиации.

А началась история с того, что начальник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Борис Вилькицкий, анализируя её деятельность в навигацию 1913 года, пришёл к выводу, что работать можно с большим эффектом. Но необходимо, отмечал в документах моряк, чтобы капитаны ледоколов, выбирая маршрут, могли оценить ледовую обстановку с высоты птичьего полёта. Докладная Бориса Вилькицкого получила отклик в Корпусе гидрографов и Морском ведомстве, которые уже обсуждали эту идею. Вскоре Морское ведомство приобрело во Франции самолёт «Фарман-XVI», который был доставлен во Владивосток, а затем погружён на ледокол «Таймыр».  
Прошу читателей не путать современные машины и те, которые поднимали в воздух пилоты на заре минувшего века. Сегодня лёгонький мотоцикл имеет мощность большую, чем те первые фанерные самолёты, на которых лётчики прокладывали дорогу в небеса.

Разведчик-авиатор

Командиром самолёта экспедиции Северного Ледовитого океана и первым полярным лётчиком России стал Дмитрий Николаевич Александров. 

Он родился в 1877 году. На морскую службу поступил в 1897 году. В годы русско-японской войны Д. Александров – помощник старшего инженер-механика, а в 1905 году получил очередное воинское звание – штабс-капитан. После завершения боевых действий с успехом служит на Балтике – капитаном корпуса инженеров-механиков флота 1-го Балтийского экипажа. В марте 1910 года по повелению Его императорского Величества Александров в числе первых шести военных лётчиков России отправлен во Францию для обучения искусству летания на аппаратах тяжелее воздуха. Он окончил авиа­школу Фармана и получил лётный диплом и в том же году участвовал в маневрах с применением авиации под Санкт-Петербургом. А узнав о том, что в состав гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана включён аэроплан, Александров подал рапорт об участии в экспедиции в качестве пилота и был зачислен в штат. 

В июне 1914 года ледоколы экспедиции отправились искать проход в европейскую часть России северным морским путём. В заливе Провидения сделана остановка для проведения первой в мире воздушной ледовой разведки. И утром 20 июля 1914 года в бухте Эмма на востоке Арктики впервые раздался рокот винтов самолёта.

Дмитрий Александров поднял в воздух над бухтой Эммы свой самолёт, совершил два небольших полёта. Во время второго сломалось рулевое управление. Машина стала падать, и только мастерство пилота спасло и его самого и самолёт. Исправить повреждения на месте не смогли, аэроплан разобрали для ремонта в аляскинском порту Ном. Но отремонтировать не успели – экспедиция получила телеграмму о начале Первой мировой войны. 

В дальнейшем первый арктический лётчик участвовал в боевых действиях Балтийского флота. Дмитрий Александров сформировал Морской ударный батальон, которым командовал на западном фронте, где и погиб в 1917 году. 

В воздухе – Нагурский

Несколько позже, с разницей буквально в полмесяца, уже в августе 1914 года, на другой – западной – стороне Арктики, в воздух также поднялся самолёт. В районе Новой Земли над вечными льдами раздался рокот пропеллера авиетки, которой командовал русский военный лётчик польского происхождения Ян Нагурский. 

Он вёл ледовую разведку в поисках следов пропавших в высоких широтах русских экспедиций. В 1912 году в Арктику одна за другой ушли экспедиции Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова, все они пропали без вести. В 1913 году правительство России решило послать в район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа спасательные группы. Организацию работ взяло на себя Главное гидрографическое управление Морского министерства. По инициативе начальника управления к поискам пропавших полярников привлекли авиацию. Выбор руководства Гидрографического управления пал на военного лётчика Яна Нагурского.

Родился он в 1888 году в небольшом польском городке, где окончил гимназию, после которой работал. И накопив средства, продолжил образование в Варшаве. А весной 1906 года он послал документы в Одесское юнкерское пехотное училище, окончил его в 1909 году с присвоением чина подпоручика. Местом службы Ян Нагурский выбрал дислоцировавшийся в Хабаровске 23-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. В 1910 году Нагурский поступил в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище, тогда, после полётов Сергея Уточкина, возник у него жгучий интерес к воздухоплаванию, и молодой моряк пришёл во всероссийский аэроклуб, базировавшийся в Новой Деревне. Там свой первый полёт Нагурский совершил на самолёте конструкции братьев Райт. В аэроклубе он познакомился с Петром Нестеровым – основоположником высшего пилотажа и будущим автором знаменитой «петли Нестерова». В июне 1912 года Нагурский поступил в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу. В следующем 1913 году получил звание военного лётчика. Одновременно с авиационной подготовкой в июле 1913 года Нагурский успешно защитил диплом морского инженера и был назначен в Главное Гидрографическое управление.

Руководство управления отправило Яна Нагурского во Францию, где на заводах фирмы «Фарман» собирались надёжные летательные аппараты того времени, оснащённые моторами фирмы «Рено». Более месяца провёл Нагурский в цехах, наблюдая за сборкой своей машины «Морис-Фарман», там он совершил тренировочные полёты. 

Затем машины были морем отправлены через Норвегию в Мурманск. Оттуда лётчик, его помощник и гидросамолёт «Фарман» были доставлены в губу Крестовая на Северный остров Новой Земли. Здесь Ян Нагурский, техник-моторист, матрос I статьи Е.В. Кузнецов переправили девять ящиков с частями самолёта на берег у становища Ольгинского и приступили к постройке временного жилища и сборке гидросамолёта.  
Из губы Крестовой 8 августа 1914 года в 4.30 утра Я.И. Нагурский и Е.В. Кузнецов вылетели – при температуре воздуха около минус 15 градусов – на север вдоль западного побережья Новой Земли. Всего же Ян Нагурский совершил в августе 1914 года вместе с механиком матросом Кузнецовым пять полётов на высоте 800 – 1200 м вдоль западного побережья Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Холод там был даже летом на высоте потрясающий! Во время полётов он достиг мыса Литке и удалялся на 100 км от суши, пробыл Нагурский в воздухе более 10 часов и пролетел по маршрутам ледовой Арктики более 1100 км. В своём отчёте Нагурский писал, что достичь Северного полюса на самолёте вполне возможно.

Это были первые в мире полёты в Арктике на гидросамолёте с мощностью мотора около 70 лошадиных сил. Любой порыв ветра грозил свалить гидросамолёт, который весил всего 450 килограммов в Баренцево море или бросить на скалы. Кроме того, героизм полёту добавляло и то, что пилоты не имели специального «северного» обмундирования, а закрытые кабины для них не предусматривались, и, как вы понимаете, радиосвязи у них также не имелось... 

Дальнейшая судьба Яна Нагурского – это исторический сюжет авантюрного романа. Долгие годы его считали погибшим в воздушных боях над Балтикой, но отыскался он в Польше. В 1956-м Ян Нагурский приезжал в СССР, а на Земле Франца-Иосифа его именем названа полярная станция «Нагурская». Полярный лётчик России и Польши награждён 5 русскими боевыми орденами и орденом Возрождения Польши, но его послеарктическая биография в России и Польше – тема отдельного рассказа.

Дороги в небо 

Таким образом, в начале прошлого века русские военно-морские лётчики, задолго до полётов Бориса Чухновского, Валерия Чкалова и западных пилотов, стали основателями мировой и отечественной полярной авиации.

Их последователи уже в конце двадцатых годов привели первые легкомоторные самолёты в Обдорск. Затем, после образования автономного округа, Главк Севморпути открыл авиационные линии из Обдорска в Яр-Сале, Тамбей, Новый Порт, Ныду. В 1935 году организована регулярная авиационная линия Тюмень – Салехард, и первый её рейсовый полет совершил лётчик С. Антюшев. 

Спустя десятилетия в небе ямальской Арктики оставляют шлейф самолёты авиакомпаний мира, а Салехард предполагают сделать центром трансарктических линий. Только давайте помнить, что дорогу в воздушную современность проложили первые русские лётчики начала прошлого века на лёгких фанерных самолётах.

Фото к статье
Первые крылья русского ЗаполярьяПервые крылья русского ЗаполярьяПервые крылья русского Заполярья
Фото:по материалам интернет-сайтов
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт