Керамика – дама ревнивая, вмиг даёт трещину, если ей «изменишь» с другим ремеслом, делится опытом народный мастер России.
Самое ценное – идея
В октябре прошлого года в Салехарде сотрудники Центра развития внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа давали мастер-класс гончарного ремесла. Можно было долго смотреть, как бесформенный кусок глины руками мастера превращался в кувшин, горшок, тарелку… Поистине волшебное действо, мы тогда прикоснулись к этому ремеслу, с помощью мастера, конечно. «Приезжайте», – пригласила Лариса Пастернак.
И вот через месяц мы в логове, так народный мастер России называет место, где создаются ямальские сувениры из керамики.
– Работаем с красной жгучей глиной, фарфором и фаянсом. Спектр изделий широкий – посуда, лепная и гончарная, и скульптура, лепная и литьевая, – начинает экскурсию Лариса.
На полках – горшки, вазы, кувшины, даже чайные сервизы, фигурки животных и людей, забавные сказочные персонажи… В одном из помещений работают Инна и Егор. Инна замешивает, затем заливает в формы шликер – мягкую кашеобразную фарфоровую массу, сушит полученные изделия. Егор специальным инструментом – стеком или петлёй – зачищает их от налипшей глины и прорабатывает детали – узоры, лица, складки на одежде, мех…
– Это долгая, кропотливая работа, и она затягивает. По три-пять часов можно сидеть, не отрываясь. Художник – это батрак своего воображения. Пока не реализует идею, он не будет свободным, – говорит Лариса.
В соседнем кабинете на полках не готовые изделия, а формы, их делает формовщик и гончар Александр. Он создаёт гипсовую форму для заливки шликера, здесь важен точный расчёт. Форма представляет собой конструктор из нескольких гипсовых деталей. Каждая деталь «раскраивается» по пластилиновой модели будущей скульптуры, посуды и т.д.
– Мне дают пластилиновую модель, по ней я делаю черновую форму из гипса, в неё заливаю очень прочный структурный гипс. Получается гипсовая модель, по которой уже «раскраивается» чистовая форма для заливки, – посвящает в детали производства Александр.
Оказывается, для одной скульптуры нужно делать не одну форму, а две, а то и три, всё зависит от сложности изделия. Если не совпадает даже маленькая деталь, Александр создаёт форму заново. Из одного такого гипсового конструктора можно изготовить до 80 изделий, дальше – брак: гипс пористый, постепенно образуются пузыри, они снижают качество работы.
Путь в керамику
Пройдя по коридору, мы попали в комнату, похожую на небольшой музей. Здесь в основном готовые изделия, которые ждут росписи и покрытия глазурью. В своём кабинете Лариса Пастернак может проводить за работой долгие часы. Она увлечена керамикой с детства. До восьмого класса лепила из пластилина кукол и зверюшек, затем занималась керамикой в студии Дворца текстильщиков. Всё это было в Ташкенте. Во время перестройки семья переехала в маленький северный город Нягань. Здесь постепенно выпускница худграфа превратилась в настоящего мастера, кстати, не только керамики. Лариса рисует, режет по дереву, научилась плести циновки, делать женские украшения и чеканку на бересте. Но предпочтение всё же отдаёт лепной скульптуре, лепной керамике, в том числе реконструкции археологической керамики. Народный мастер России – победитель международных, всероссийских, региональных конкурсов, работает с глиной 38 лет. На Ямале у неё пошёл третий творческий год.
– Это литьё, работы только высохли, их ещё не покрывали краской, – продолжает экскурсию хозяйка. – Вот чайник, вы видели, как Саша готовил форму для него, я его залощила, лощить можно губкой или просто пакетом. Обычно ещё ложкой делаю или камушком. Лощение – это старый приём, его использовали, когда не было обжига.
На столе под тканью блюдца, чашки… Накрыты они – «чтобы не повело», объясняет мастер, высохнут, будет украшать их глазурью. По заверениям Ларисы, глина – это живой материал, она не любит сквозняков и прямых солнечных лучей. Её ещё сравнивают с характером женщины – переменчива, она очень чувствует состояние художника и передаёт его в изделии. Кроме того, глина очень ревнива, переключишься на другое ремесло, она обязательно даст в изделии трещину, это Лариса знает из собственного опыта. А ещё глина завораживает, говорят, что глинотерапия забирает переизбыток эмоций и положительных, и отрицательных.
– Когда загружен, садишься за работу, всё отступает. И у тебя нет проблем, ты с ней один на один. Можно сказать, что я счастливый человек, у меня нет проблем, так как во время работы все они уходят на задний план. А на первом – творчество. В отпуске я могу три дня отдыхать, потом опять начинаю рисовать – идеи просятся на бумагу. Это как воздухом дышать. Моя работа – это моя жизнь.
У Ларисы в творчестве две любимые темы: дети и старики – нежность и опыт. Животных больше стала лепить на ямальской земле. На наших глазах она из куска красной глины методом вытягивания за полминуты создала симпатичного пёсика, тут же смяла кусок и слепила поросёнка.
Мастер щедро делится опытом и знаниями. Тех, кто работает сейчас с ней рядом, обучила ремеслу с нуля, и есть результаты – Александр весной прошлого года на всероссийском фестивале в Югре взял первое место по гончарке.
– Мы выезжаем с мастер-классами, работа должна идти на пользу окружающим. Должна приживаться, это как прививка – человек полепил, получил удовольствие, и он ещё будет искать встречи с глиной. Если это его, он обязательно вернётся в керамику, он будет искать пути к ней, – уверена Лариса Пастернак.