наверх

Да будет театр!

«ПК» № от 31 января 2019
Да будет театр!

В фондах главного музея Ямала хранится немало документов: афиши, программки спектаклей, фотографии, которые свидетельствуют – в первой половине ХХ века Салехард жил весьма насыщенной и разнообразной театральной жизнью.

Известная фамилия

В энциклопедии Ямало-Ненецкого автономного округа говорится, что Украинский театр музыкальной драмы и комедии приехал в Салехард на гастроли в 1942 году. На самом деле, и тому подтверждение – анонсы спектаклей в местной газете, а также воспоминания старожилов, в частности, Маргариты Ефимовны Ермаковой, труппа прибыла в город накануне Великой Отечественной войны. Этот и другие факты старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского Герман Бардин установил, работая над исследованием «Культурная жизнь Обдорска – Салехарда в 1930–1950 годы».

– Принято считать, что история театра в Салехарде началась в 1920 годах с драматического кружка, но если мы заглянем глубже, то увидим, что спектакли, пусть и в домашних условиях, ставились и раньше, – рассказывает Герман Бардин. – Самый известный «режиссёр-постановщик» – купчиха Августа Бронникова, это её сына Николая Николаевича сегодня называют театральной легендой Салехарда. В 20-е годы он входил в число знаменитых «синеблузников», выступал в драмколлективе Дома ненца, в 40-е руководил драматическим театром Крайнего Севера, был основным актёром… Многогранная личность, интересный человек, рассказывать о котором можно много и долго.

Сцена зовёт

«Живое искусство» обдоряне-салехардцы любили, с нетерпением ждали новинок, но стремились в Дом ненца не только в качестве зрителей – в 30-е годы в состав драмкружка входило более сорока человек. Самых разных возрастов, самых разных профессий. Так, в 1932–1934 годах режиссёрами коллектива были председатель окрисполкома Сергей Фёдорович Скороспехов и первый окружной прокурор Пётр Алексеевич Урванов. Тот же Николай Николаевич Бронников трудился бухгалтером.

Энтузиасты в свободное от работы время ставили спектакли по произведениям Максима Горького, Николая Островского, Константина Тренёва, Ивана Ного… Не всегда актёры справлялись с возложенными задачами, и не только по причине отсутствия профессионального театрального образования. В газете «Нярьяна Нгэрм» от 2 февраля 1938 года опубликована статья, в которой автор возмущается поведением некоторых участников спектакля «Последние»: «Моисеев, исполняющий роль Ивана Коломийцева, выйдя на сцену пьяным, путал имена и т.п. По этой же причине слабо играл 30 января Гаврилов, исполнявший роль Леща, тогда как 29 января он исполнил эту роль замечательно». Кроме того, «не у всех артистов были соответствующие костюмы. Объясняется это прежде всего тем, что артель «Труженик Севера» не смогла выполнить как следует заказ на пошивку костюмов. Костюмы по существу были испорчены. Отсутствие каких-то пяти листов фанеры не дало возможности соответствующим образом оформить сцену во втором акте».

– Вопрос о создании профессионального театра, о подготовке профессиональных кадров поднимался ещё в середине 30-х, но так окончательно и не был решён. В 40-х был создан городской драматический театр. То, что часть труппы составляли приезжие актёры, повлияло, скажем так, на качество работы – в газете всё чаще появляются положительные отзывы, – продолжает исследователь. – Время диктовало условия. Если в 30-е зрителям в основном предлагались спектакли о гражданской войне, то в 40-е с успехом шли симоновские «Русские люди» и «Жди меня». Однако и в пору тяжёлых испытаний людям хотелось радоваться. Ответом на запрос общества стали постановки комедий Мольера, Карло Гольдони, Василия Шкваркина.

Традиции продолжаются

12 февраля 1947 года в Салехарде постановкой пьесы Валентина Тихонова «За Камой-рекой» открылся окружной драматический театр. Вот что вспоминали современники: «На занавесе эмблема окружного драматического театра: в рогах оленя драпировки занавеса, колонна, айсберг, восходящее солнце. Вступительное слово сказал заведующий окружным культ-просветотделом т. Булыгин. Красная лента перерезана». «…Зрители Заполярья, новая растущая интеллигенция советского Севера вправе ожидать от профессионального драматического театра хороших спектаклей».

– Просуществовал театр недолго, меньше двух лет. Но нельзя сказать, что театральная жизнь в городе на этом закончилась. Она продолжалась, и довольно успешно, об этом говорят фотографии из личного архива Николая Бронникова, датированные 50-и годами, – показывает снимки Герман Бардин. – В начале 60-х годов на базе Окружного дома культуры народов Севера был создан городской любительский театр, а в 68-м в культурно-просветительном училище появился самодеятельный студенческий театр.

На этом можно было бы поставить точку, но хочется отметить, что традиции продолжаются. Вот уже семнадцатый год своим творчеством салехардцев радует народный театр-студия «Каморка», в городе второй год работает театральная студия «Очень маленький театр», ещё одна театральная студия открылась осенью прошлого года в стенах Детской школы искусств имени Е.В. Образцовой. Театр жив!

Фото к статье
Да будет театр!Да будет театр!Да будет театр!
Фото:предоставлено ГБУ «МВК»
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт