наверх

От пристани до большегрузных кранов

«ПК» № от 28 февраля 2019
От пристани до большегрузных кранов

Акционерное общество «Салехардский речной порт», одно из старейших предприятий региона, сегодня входит в группу компаний «Межрегионфлот».

Салехардский речной порт изначально был образован как Салехардская пристань постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 15 марта 1934 года. Предприятие прошло длинный путь развития, ни разу за свою историю не прекратив деятельности и не передав кому-либо свои производственные активы. Все 85 лет трудовые будни пристани, затем Салехардского участка ИРПа и наконец АО «Салехардский речной порт» связаны с развитием и освоением Ямала. Это перевозки грузов для факторий и национальных посёлков Ямала, стройматериалов для обустройства газоконденсатных месторождений региона, доставка топлива и дров в труднодоступные районы округа.

Об истории порта и его деятельности последних лет говорит исполнительный директор порта Сергей Логачёв. Он отмечает, что в порту сохранили все(!) архивные документы предприятия со времени его образования. Вот приказы по пристани Салехарда за 1937 год. А рядом в архиве, говорит Логачёв, «хранят трудовые книжки с записью: уволен в связи с призывом в Российскую рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА), и многие книжки не востребованы, ...их владельцы пали в боях…». Память о павших в боях за Родину хранят на предприятии.

«В этих документах – огромный пласт нашей истории, душа начинает болеть, когда берёшь в руки эти уже ветхие бумаги! Я понимаю, какое количество людей прошло через работу в порту Салехарда. Порт был кузницей индустриальных кадров в то время для маленького города на Севере. В прошлом численность сотрудников порта составляла свыше одной тысячи человек, при общей численности населения Салехарда до середины 60-х – начала 70-х годов в 15–20 тысяч. И, по большому счёту, каждый десятый трудоспособный человек работал в Салехардском речном порту и отраслях, с ним связанных», – говорит Сергей Логачёв.

Многое было за минувшие восемьдесят пять лет в истории предприятия: война, развитие округа после неё, обыденная работа по доставке грузов на Север и участие в грандиозных проектах индустриального освоения региона. Тогда только водой можно было доставить на стройки ЯНАО сотни тысяч тонн народно-хозяйственных грузов, и на рейде Салехарда стояли десятки судов – от огромных «Беломорок» и площадок с трубами 1 420 мм для трансконтинентальных газопроводов Ямал – Центр до небольших катеров и барж с грузами в национальные посёлки.

В те, без сомнения, горячие и героические годы часто на одном энтузиазме и слове «надо!» речники проводили уникальные транспортные операции по доставке грузов на стройки. Водой из Тюмени доставляли на Ямбург суперблоки установок комплексной подготовки газа, где подключали к «трубе», такого не знала мировая практика.

В штормовой и мелководной Обской губе, на траверзе Мыса Каменного, Нового Порта, перегружали с площадки на площадку многотонные трубы для трубопроводов, руководил этими работами начальник ИРПа Иван Кочерга, он вместе с коллегами был награждён орденами СССР.

Но история повторяется. «В этом году, – говорит Логачёв, – Салехардский порт будет обрабатывать обетонированные трубы для подводного газопровода Новый Порт – Ямбург, надо переработать 38 тысяч тонн, а вес одной трубы – 18 тонн. Это серьёзная работа в транспортном и логистическом отношении, так, на ж/д платформе всего три трубы. А сделать надо всё быстро, качественно и в срок. Для нас большая честь участие в таких больших и знаковых проектах. Мы можем сделать любую работу: порт сохранил кадры и преемственность поколений, компетенцию в тех или иных работах».

Если коснуться дня сегодняшнего, то в порту в период навигации работает около 300 человек, действуют четыре грузовых района – это самый большой в Лабытнанги, в Салехарде, а добавление новых северных территорий – Новый Порт, Мыс Каменный – с мощной системой портовых кранов значительно увеличило грузо­оборот. Так, только в навигацию 2018 года порт обработал более миллиона тонн. «И мы видим движение, – продолжает Логачёв, – вверх на Север, поэтому каждый год повышаем реестровый класс судов «река – море». У нас есть свой флот, краны, самоходные баржи».

Мы не стали упоминать ветеранов предприятия, Логачёв попросил не говорить о них, о трудовых династиях раньше времени, пускай сюрприз останется сюрпризом до 15 марта 2019 года, когда коллектив предприятия отметит свой трудовой юбилей. Мы ещё расскажем о людях труда Салехардского порта, которые внесли и вносят свой вклад в развитие региона.

Фото к статье
От пристани до большегрузных крановОт пристани до большегрузных кранов
Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт