В окружном центре на экспериментальной площадке перезимовали и подросли барбарис Тунберга, черёмуха краснолистная, лиственница, кедр, пихта бальзамическая северо-американская и дальневосточная одноцветная, различные виды ив и елей, несколько видов яблонь и других деревьев.
Выжили не все
Этот эксперимент начался в прошлом году, на Севере он проводится впервые. В Салехарде, Новом Уренгое, Губкинском, Надыме, Ноябрьске и Лабытнанги учёные высадили более сорока видов новых для автономного округа лиственных и хвойных пород деревьев и кустарников, специально привезённых из Канады, США, высокогорного Китая, Сибири, Дальнего Востока, из Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей. При их выборе учитывались температура, влажность, богатство почв и почвенные условия Крайнего Севера. Перед посадкой саженцам ввели комплекс препаратов, которые должны были помочь деревцам пережить холодную зиму.
По словам Александра Егорова, доцента Санкт-Петербургского лесотехнического университета имени Кирова, больше половины деревьев успешно перезимовали, причём никакого специального ухода за ними не было, что говорит о выносливости саженцев.
– Некоторые виды погибли, что стало для нас неожиданностью. Возможно, это связано с тем, что их плохо подготовили к посадке, у некоторых была открытая корневая система, что стало дополнительным стрессом для них, – рассказал Александр Егоров. – Свою роль сыграло и длительное путешествие из питомников на Крайний Север, и то, что посадка проводилась в августе после двухмесячной жары. В этом году мы планируем вывезти на экспериментальные площадки до ста видов различных растений, часть из них уже доставлена. Это позволит заменить погибшие саженцы.
Один шаг, второй…
Прежде чем высадить новые деревья и кустарники на Ямале, исследователи изучили, как себя чувствуют растения в различных районах Крайнего Севера. Прошедшая зима позволила увидеть, как они адаптируются в природных и климатических условиях региона. Александр Егоров считает, что пока говорить о положительных результатах опыта рано, прошёл только первый этап.
– Растения прижились, подросли, но они должны пройти два этапа адаптации, – отметил Егоров. – Вначале их высадили ниже уровня снега, под которым они провели первую зиму. На втором этапе саженцы должны подняться выше уровня снега, тогда они будут максимально испытывать неблагоприятные зимние условия. Только после этого мы и будем подводить окончательные итоги. Пока сложно приживаются яблони и тополя с высокогорий Китая, которые ещё редко где выращиваются в России. Хорошо перезимовала черёмуха краснолистная, в конце августа – начале сентября её уже можно пересадить с площадки на постоянное место.
По словам учёного, если приживётся тридцать-сорок процентов саженцев, это уже будет очень хороший результат. Этот процесс нескорый, но участники эксперимента работают с теми деревьями, которые являются быстрорастущими – ивами, лиственницами и тополями. В первую очередь они надеются именно на эти виды. Остальные потребуют более длительных наблюдений.
Озеленение Севера
Эксперимент продлится до середины 2017 года, по его результатам учёные подготовят рекомендации по выращиванию деревьев и кустарников с учётом северных условий. Сейчас при озеленении ямальских городов и посёлков многие плохо приживаются и гибнут. По словам исследователей, причина этого – особенности почвы на Ямале, а также большой диапазон температуры: от минус пятидесяти четырёх до плюс тридцати градусов. Экспериментаторы планируют разработать агротехнические приёмы и рекомендации, которые помогут саженцам лучше приживаться в этих непростых условиях. Александр Егоров подчеркнул, что большее разнообразие этих видов позволит создавать различные озеленительные группы и украшать улицы муниципалитетов Ямала.
– Будет интересно, если в округе приживётся китайская яблонька. Её плоды, которые ещё называют ранетками, можно использовать для приготовления компотов и варенья, – говорит доцент. – Есть и другие виды яблонь, которые завезены с высокогорий и которые мы пробуем выращивать в вашем арктическом регионе.