Татьяна Бакшиева – учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №2 Салехарда. Заслуженный учитель России, являясь выпускницей этой школы, она преподаёт в ней уже более 35 лет.
– Почему я выбрала эту профессию? – задаёт себе вопрос Татьяна Бакшиева. – Моя мама была библиотекарем в этой школе. Любовь к книге привила мне именно она, потому как сама очень любила читать, и не было в библиотеке такой книги, которую бы она не прочитала. Но образ учителя тоже играет свою положительную роль. У меня был замечательный педагог по литературе – Алла Ивановна Пуговкина, которая была и директором, и учителем. Алла Ивановна – это кладезь мудрости, ума, толерантности, умения находить общий язык с каждым человеком. В детстве я очень хотела стать педагогом и стремилась к этому. Получив высшее образование, с первого дня в школе я веду классное руководство. Мои ученики всегда отличаются высоким уровнем знаний и воспитанности. Вся моя жизнь – это дети. Для них весь мой труд и старания. Мне важно, чтобы мои предметы ребята не зубрили, а любили их и понимали, чтобы умели владеть словом. На уроках литературы мы не читаем полностью произведения, а лишь некоторые отрывки для анализа и раскрытия сути – идём вслед за авторским словом. Когда ребёнок читает литературное произведение и правильно понимает поступки героя и его переживания и переосмысливает их, – наверное, это самое ценное.
2015 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом литературы. По мнению Татьяны Николаевны, сейчас это особенно актуально, как ни печально, но дети совершенно перестали читать. Готовясь к уроку, они находят в Интернете информацию аналитического характера о нужном литературном произведении и приходят с ней в школу. Татьяна Николаевна считает, что нынешнее положение дел связано с уменьшением в школьной программе количества уроков литературы. Ещё одна причина – появление различных гаджетов (всевозможных электронных книг, планшетов и прочего), вмещающих большое количество информации, в том числе и литературной, делая последнюю как более доступной, так и наоборот.
– На мой взгляд, электронные книги при всей своей вместимости совершенно неудобны, – продолжает педагог. – Если потребуется найти отрывок в четырёх томах «Войны и мира», что дети будут делать? Даже если учитель укажет место нахождения отрывка, его всё равно будет очень проблематично отыскать. И это не говоря ещё об их пагубном влиянии на зрение. Несмотря на всё это, дети перестали работать с книгой, с ощутимым текстом. Нужно возвращаться к литературе и пересматривать состояние книг, их смысловую нагрузку.
Приучать к книге необходимо с самого раннего возраста, а в нынешнее время происходит всё наоборот – сами родители сейчас совершенно не читают, не говоря уже о том, что кануло в Лету семейное чтение, а ведь это наша исконная традиция. Изменились и жанровые предпочтения детей – всё больше становятся популярными детективы и фантастика, боевики. Русские народные сказки же совсем выпали из детского понимания и восприятия, а ведь это наше устное народное творчество, на котором воспитывалось не одно поколение писателей и поэтов, ведь это наши истоки и корни.
– В конце концов, к литературе пора уже повернуться лицом! – утверждает Татьяна Николаевна. – Любовь и понимание книги – это наша культура, нравственная красота и сила, духовное обогащение – наше будущее! Я очень люблю свои уроки литературы, на них я всегда забываюсь, погружаясь целиком в созданный автором мир, пытаюсь передать это ощущение каждому ученику. Это великий труд, но, в то же время, душевный отдых. В этом чувстве я купаюсь и очень радуюсь, когда мои дети меня понимают и улавливают всё, что пытаюсь им донести. В школе ребёнок должен научиться самовыражаться, творить и открывать для себя новые горизонты. И в этом как нельзя кстати уроки литературы.