В Российской Федерации происходит модернизация системы образования для повышения качества образования, его доступности, а также поддержки, развития таланта каждого ребёнка и сохранения его здоровья.
За последние два года в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, дошкольное образование наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.
С 1 января 2014 года все дошкольные организации Российской Федерации воспитывают и обучают, взаимодействуют с воспитанниками и их родителями, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Результаты любого дела зависят от того, кто и как это дело делает. Именно мастерство, профессионализм и желание педагога обеспечивают качество результата. Реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности воспитателя дошкольного образования к этому процессу. Готовы ли педагоги детских садов города Салехарда работать по стандарту?
Профессия «воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. В течение 2014 года 248 руководителей и педагогов муниципальных дошкольных образовательных организаций города прошли курсовую подготовку по ФГОС ДО (64 процента педагогических работников детских садов окружной столицы).
Городской методический центр развития образования систематически проводит инструктивно-методические совещания и обучающие семинары для педагогов, в городе работают методические объединения и творческие группы по вопросам введения ФГОС ДО. На официальном интернет-сайте департамента образования Салехарда (edu.shd.ru) организована работа виртуального методического кабинета по вопросам введения ФГОС ДО, создан раздел «ФГОС ДО», где систематически размещаются приказы, письма Минобрнауки, департамента образования ЯНАО. Благодаря этому нормативно-правовые и программно-методические документы по введению ФГОС ДО, проекты примерных образовательных программ доведены до сведения всех заинтересованных лиц.
Кроме того, стандарт требует: окружающая ребёнка среда должна быть предметно-развивающей. Окружающая среда должна стимулировать у ребёнка развитие воображения и любознательности, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и постигать азы знаний. Принятый ФГОС ДО, предъявляющий определённые требования к условиям реализации образовательной программы позволяет сделать вывод: независимо от того, какая образовательная программа реализуется в детском саду, создание развивающей предметно-пространственной среды необходимо и требует от управленцев и педагогов высокого уровня профессиональной компетентности в его планировании и организации. В дошкольных организациях города организована содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.
Государство взяло на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада всем необходимым для реализации образовательных программ дошкольного образования в МДОО. Из средств окружного бюджета в 2014 году в МДОО города приобретены дидактические столы, интерактивное, компьютерное оборудование, учебно-методические комплекты, методическая литература в соответствии с ФГОС ДО на сумму более 20 миллионов рублей.
Принятие стандарта привело к резкому росту социального статуса детства. А это значит, что в обществе возрастает социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных организаций, а также воспитателей и по финансовому уровню, и по уровню профессиональной компетентности.