наверх

По ступенькам сентябрей...

«ПК» № от 12 февраля 2015
По ступенькам сентябрей...

Седьмого февраля, несмотря на холодную погоду и карантин, классы и коридоры школы были полны учителями и выпускниками разных лет.

Восьмидесятилетний юбилей школы они встретили в новом современном здании, с лёгкой грустью вспоминая старое и педагогов, многих из которых уже с нами нет. Именно учителя и преподавательская традиция, что началась ещё в XIX веке, сформировалась в тридцатые годы века двадцатого, определяет сегодня дух школы, которая живёт заботами воспитанников, готовя их к жизни в интересном и большом мире. Многие из нас ждали встреч, но в силу разных причин кто-то не смог прибыть на праздник, им передадут фотографии, буклеты и видеодиски с записью торжества.

И вот юбилей! Его открыли ученики старших классов, с концертными номерами выступили ученики помладше – им всем жить и работать в середине XXI века. А вручили подарки и обратились с тёплыми словами к учителям и ученикам наделённые властью люди: Иван Кононенко, Галина Даниляк, Ирина Сидорова, Елена Зленко, Юрий Неёлов. Он, как президент фонда «Север наш», учредил грант в сто тысяч рублей, его будут выдавать лидеру – ученику школы, которого определят ученики и учителя. Кстати, есть ещё один грант – от депутата Законодательного Собрания ЯНАО Елены Зленко, его вручают отличникам. Выпускники первой школы Юрий Неёлов и Елена Зленко поздравили Фаину Булыгину с днём рождения. Она – ровесница учебного заведения и один из его заслуженных учителей.

А празднование началось со школьного музея, его уже много лет пополняет и хранит Лидия Колмакова. Общими стараниями музей стал «брендом системы образования Салехарда», а его практика рекомендована остальным школам региона.

Ком в горле встал у многих в зале, когда на экране появилось видеопоздравление полковника в отставке, ветерана Великой Отечественной, выпускника школы – добровольца 1941 года Ивана Пирогова. В свои девяносто он, пройдя не одну войну, ещё помнит школьные ступени, учителей и одноклассников… Поздравил всех и Клим Ким, выпускник 1952 года, кандидат технических наук, сотрудник НИИ кибернетических систем управления, один из первых лауреатов премии Ленинского комсомола. В минувшем году он побывал в Салехарде, проехал по городу детства и юности.

Ни прихоти, ни излишеств

А корреспонденты «ПК» обратились к выпускникам разных лет. Какой большой и серьёзный след оставила школа в их душах, что сквозь дымку десятилетий они помнят почти всё!

Ислам Кабуров, доктор наук (выпуск 1946г.):

– В первый класс начальной школы, что находилась на улице Свердлова, я пошёл в 1936 году, а с пятого класса учился в двухэтажном здании. В актовом зале проходили торжественные собрания, концерты, ставили спектакли, и я, представляете, даже был режиссёром! В девятом назначили пионервожатым, и я шефствовал над шестиклассниками.

Любимым учителем была Нина Сергеевна Давыдова, она пришла в школу после института, образованная и красивая, любила свою работу. Очень хорошо помню и уважаю Александра Ивановича Афанасьева – блестящего математика. Он научил нас логике, любви и уважению к предмету. Математика, геометрия и черчение давались мне легко, и это повлияло на выбор профессии. Но подлил масла в огонь Спартак Драндер – отличник, способный юноша. Время было военное, много писали об авиации, вот Спартак и поступил в Московский авиационный институт, а я поехал в Казанский.

В школьные годы мы трудились с седьмого класса, работали на рыбоконсервном заводе такелажниками. В восьмом на островах косили для совхозных коров траву, сажали картошку, овощи. Учителя воспитывали в нас трудолюбие, не давали нам поблажек, заставляли учиться. Мы не были избалованными детьми, не было у нас ни прихотей, ни излишеств. Это воспитывало честность и скромность.

Лилия Московкина, заслуженный врач РФ (выпуск 1966г.):

– Школа была родным домом, где мы проводили большую часть времени, и шли туда с огромным удовольствием. Я не помню, чтобы кто-то хотел прогулять, а когда училась в 10 классе, построили новое двухэтажное деревянное здание, и я перерезала ленточку на открытии школы. Пожалуй, это было грандиозное и запоминающееся событие. Было много спортивных мероприятий, хорошая самодеятельность, мы собирали макулатуру, металлолом, участвовали в движении тимуровцев – помогали ветеранам войны и труда. Я была капитаном сборной команды города по баскетболу, секретарём комсомольской организации школы. Помимо знаний школа дала нам умение ценить дружбу, учиться и ценить знания. У нас были прекрасные преподаватели, которые воспитали в нас доброту, любовь к людям.

Наталия Кочнева, журналист (выпуск 1968г.):

– Школа была совсем иной, и время было иное. Мы – послевоенные дети, я пошла в школу в 1958-м, когда после Победы прошло всего 13 лет. Тогда ставились большие задачи: воспитать личность и дать образование. Наши учителя были нацелены на выполнение этого, да и отношение к учителю было трепетное. Поскольку родителям приходилось работать чуть ли не так же, как в войну, основная часть нашей жизни проходила в школе. Было множество различных кружков, факультативов. 

Так как все были вместе, была и любовь, и дружба. Дружба, которую мы сохранили, пронесли через всю жизнь. Сегодня нам интересно видеть друг друга, знать, у кого что происходит. 

А в целом школа дала умение ставить цели и достигать их, научила работать над собой. Клавдия Андреевна Патрикеева преподавала химию, но с ней можно было говорить обо всём на свете. Евдокия Фёдоровна Липатникова, учитель литературы, тонко чувствующий человек. Сегодня свои жизненные ориентиры мы всегда сверяем по учителям.

Любовь Буга (Панченко), врач (выпуск 1970г.):

– В этой школе училась не только я, но и мои родители, сестра, дети. А папа работал там. Директором был Игорь Михайлович Мартынов, учитель физики. Это был неординарный человек, и, как я считаю, при нём школа получила большое развитие. Вместе с папой они построили школьные трудовые мастерские. Как-то Игорь Михайлович с папой и ребятами сделали в миниатюре точную копию крейсера «Аврора».

Мне повезло, что моей первой учительницей была кавалер ордена Ленина Мария Ивановна Уткина. Я ей благодарна за те навыки, которые она нам привила с детства: умение слушать других, умение думать и заниматься.

Учились мы старательно и шалили тоже, но нас не ругали грубо, у учителей были выдержка и терпение. А наказывали так: в каждом классе стояла печь, которую утром топили. Если кто-то себя плохо вёл, то отправлялся за печку. Не один раз и я за ней постояла, думая о жизни.

Дети учились из семей разного социального положения, но никто никогда не ставил себя выше, все были равны и старались помочь друг другу.

Мы были крепким, сплочённым коллективом, практически все мои одноклассники окончили институты. 

Сергей Лугинин, заслуженный работник культуры РФ (выпуск 1980г.):

– В школе я был активным и всегда находил себе какие-то занятия, но вот примерным поведением родных и учителей не радовал. Отличником не был. До пятого класса учился хорошо, а вот потом больше внимания уделял своим увлечениям.

С особым чувством вспоминаю школьные торжественные линейки, когда все выстраивались в зале, а девочка из параллельного класса как-то пронизывающе до дрожи кричала: «Встать смирно! Внести знамя!». И самый лучший ученик Олег Губарев выходил с барабаном, отбивая дробь, а Лена Кочубей со знаменосцем шли впереди. С уважением вспоминаю учителей. Михаил Владимирович Горелик, Станислав Алексеевич Авдеев, Николай Владимирович Буга научили меня позитивному отношению к жизни, умению вести себя в обществе.

Алексей Титовский, руководитель департамента науки и инноваций (выпуск 1998г.):

– Это самая дорогая часть моей жизни. Благодарен школе, что нашёл друзей, благодарен за то, что имел честь быть учеником Лидии Филипповны Колмаковой, Людмилы Павловны Горелик, Таисии Фёдоровны Погодиной. Я вспоминаю их и уважаю за беззаветную преданность своему делу, за любовь к ребятам, к Родине, о которой они говорили нам. То, чему они нас учили, помогает сегодня в жизни. У нас был очень дружный класс, мы были равными среди равных, уважали друг друга и поддерживали. 

Столетие не за горами

Годы и десятилетия отделяют выпускников школы друг от друга – отцы и дети, современники. Но, несмотря на время, стоящее между ними, всех объединяет глубокое чувство любви и благодарности к школе и её учителям. Ещё много тёплых слов прозвучало со сцены, в разговорах за столом, по телефону и скайпу. И эта постоянная, непреходящая за десятилетия любовь и верность школе – есть высшая награда для педагога, вкладывающего силы и душу в учеников, выводя их на дорогу жизни. 

О преемственности поколений, сохранении традиций говорили на юбилее очень многие. Юбилей – это и смотр успехов десятилетий, и оценка перспектив будущего. В первых рядах актового зала сидели ученики младших классов, школу они окончат где-то в двадцатые годы нашего столетия, когда во всю мощь развернётся очередной виток научно-технической революции. Какой будет жизнь, не станем гадать, главное – она будет, и вершить её станут эти пока маленькие люди большой страны. Поэтому, говоря о традиции школы и её роли в будущем, директор Андрей Меха отметил:

– Главная задача – воспитать образованного человека с активной жизненной позицией, как это делали наши предшественники. Работая сегодня, мы готовим воспитательный и образовательный процесс уже на «полдень текущего века», ориентируемся на перспективу, на профессии будущего, которые потребуются нашим выпускникам к середине столетия. 

Выпускники нашей школы работали и работают везде, они вносят свой вклад в создание общего образа нашей страны, а развивать в дальнейшем её будут те, кто сегодня сидит за партой. С ними мы и увидимся на 100-летнем юбилее салехардской средней школы №1 в 2035 году.

Фото к статье
По ступенькам сентябрей...По ступенькам сентябрей...По ступенькам сентябрей...По ступенькам сентябрей...
Фото:Юрий МОРОЗОВ, Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт