Передовой опыт салехардских учителей получил признание коллег в России.
Инновации активно входят в нашу жизнь и прочно обосновываются во всех её сферах. В том числе и в образовании. Государство предлагает новые формы работы, а педагоги пытаются найти пути их реализации. На смену традиционным урокам приходят уроки-конференции, занятия с элементами игровой и проектной деятельности, творческие мастерские.
– Основная проблема современной школы – это отсутствие практического опыта инновационной деятельности. Теории много, а как внедрить её в практику – большой вопрос, – говорит Наталья Алдакаева, учитель русского языка и литературы третьей школы Салехарда.
По мнению Натальи Георгиевны, чтобы выйти за рамки стереотипного мышления, педагог должен изучить много информации и найти в ней что-то важное. Тогда у него появляются своя идея, свой взгляд на преподавание.
– Несколько лет назад я стала применять лабораторные работы на уроках литературы. Меня осуждали за то, что я всю литературу поместила в схемы и таблицы. Сейчас этого требуют госстандарты, и такой материал стал востребован, – делится своим опытом учитель.
На одном из классных часов Наталья Георгиевна попыталась выяснить вместе со своими учениками, как избавиться от ненужных мыслей. Она предложила школьникам сравнить сознание человека со стаканом воды. Чистая вода – олицетворение правильных мыслей. Если в стакан положить ложку грязи, вода помутнеет. Что нужно сделать, чтобы её очистить? Ребята высказывали своё мнение: подождать, когда грязь осядет, вычерпать её из стакана. Учитель предложил добавить в стакан чистую воду – нужные мысли, тогда грязная вода вытечет сама по себе. Так духовно-нравственные понятия начинают жить по законам физики.
– Я призываю детей посмотреть на некоторые вещи с другой стороны и представить абстрактные понятия в конкретных образах, – говорит педагог. – Учитель двадцать первого века, в первую очередь, должен находить вместе с учениками интересные идеи, нестандартные пути решения проблем. Сегодня дети не просто имеют определённый багаж знаний, они учатся искать информацию самостоятельно, мыслить и делать правильные выводы, а главное – подходить к любой задаче творчески.
Наталья Алдакаева разработала собственную систему нетрадиционных классных часов, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся, которое сейчас выходит в педагогике на первый план. Её опыт признан одним из лучших редакцией журнала «Учитель» и заслужил диплом I степени за участие в конкурсе-проекте «Модель образования XXI века» в 2014 году. Дипломами I, II и III степеней отмечены материалы ещё семи преподавателей школы №3. А само образовательное учреждение получило диплом II степени в номинации «Лучшее инновационное учебное заведение России».
Школа сотрудничает с педагогическим журналом уже три года. За это время опубликовано около 50 статей об экспериментальной работе.
– Наш опыт востребован учителями России, в Интернете такого не найти, – даёт оценку работе коллектива Наталья Георгиевна.
Педагогический состав школы не собирается останавливаться и продолжит сотрудничество с журналом «Учитель», в 2015 году в редакцию направлено уже 12 материалов. Педагоги готовы делиться ценным опытом с коллегами и представить свою модель образования.