наверх

Самый добрый сосед

«ПК» № от 21 мая 2020
Самый добрый сосед

О традициях и обычаях казахского народа

Продолжаем наше знакомство с культурой и традициями народов, населяющих территорию автономного округа. Как мы уже говорили, на ямальской земле живут представители многих нацио­нальностей, которые уважительно относятся к местным северным традициям, но не забывают и о своих. 

Уважение к старшим 

Современная жизнь казахов тесно связана с традициями и обычаями своих предков. С младенчества казахские дети усваивают главную ценность – уважительное отношение к старшим членам семьи, к старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья стремится знать свой род до седьмого колена и дальше. «Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе!» – именно это, взрослея, слышат младшие члены семьи. 

Знаменитое гостеприимство

Эта национальная черта демонстрирует характер народа, его менталитет, подкреплённый многими обрядами в повседневной жизни. Например, если на новое место въезжают новосёлы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так устанавливаются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик» («Угощение»). 

Для приглашённых гостей, даже для случайных путников, казахи накрывают достархан, угощают самой вкусной едой, оказывают уважение и почёт. И не отпустят заглянувшего в дом человека, пока он не испробует хотя бы кусочек хлеба и масла. Правила приветствия гостей «Салем беру» и гостеприимства соблюдаются строго и передаются из поколения в поколение. «Гость в доме – Бог в доме» – так гласит казахская 
поговорка.

Игры и состязания

Самое большое событие, когда казахи собираются вместе, – весенний праздник «Наурыз». Одно из состязаний носит название «Кокпар». Это конно-спортивные соревнования среди мужчин с отбиранием туши барана, которые могут продлиться целый день. Невероятно популярная среди казахов конная игра «Байге» – скачки на дистанцию от 5 до 15 километров, а в прошлом и более 50-ти.

Игра «Кыз куу» («Девушку догони») затевалась для того, чтобы юноша, претендующий на её руку и сердце, доказал не только своё умение держаться на лошади, но и смог догнать девушку, скачущую на другой лошади. Когда парень догонял девушку, он мог поцеловать её. А если это ему не удавалось, то приходилось скакать от девушки, так как она, догнав его, начинала стегать камчой. 

Многие из национальных игр казахов отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с культурой народов Севера.

Легенда о танцующих берёзах

Казахские легенды, свидетельствующие о многих исторических процессах прошлого, стали неотъемлемой частью духовного наследия народа. Древние предания рассказывают о том, как были названы реки, озёра, живописные места необъятной степи. 

У подножия горы Бурабай жило одно племя – умельцы, мастера, поэты и певцы. Они собирались на берегу

Серебряного озера и на небольшой поляне устраивали свои игры, танцы и забавы. А вот танцевали они очень красиво!

Об этом узнал хан, и захотелось ему посмотреть на это. Но появиться на поляне со своей охраной, значит, всех спугнуть, и хан решил одеться простолюдином и отправиться туда, где собиралась молодёжь. Он стоял и вместе со всеми простыми людьми смотрел на происходящее. Его никто не узнал. Веселье было в самом разгаре. 

И вот дошла очередь до танцев. На середину поляны вышли девушки – одна краше другой. Каждая из них была как искрящаяся луна, и одежда их была из белого шёлка. Они стали танцевать, изгибаясь и кружась в танце, а их белые платья светились и ослепляли всех вокруг. Хан так увлёкся этим прекрасным зрелищем, что от восторга воскликнул:

«Отлично! Живите вы вечно и радуйте своей красотой!» Тут все обернулись и узнали хана. И девушки от смущения не знали, куда деться. Они остановились в том положении, в котором их застал крик хана, да так и застыли, не смея пошевелиться. И тут Великий Тенгри (невидимый дух, обитающий на небе), тоже наблюдавший за этой красотой, решил навечно запечатлеть этот момент, превратив девушек в белые берёзки, кружащиеся в вихре танца…

Кому удаётся попасть в Бурабай, обязательно посещают эту берёзовую рощу. Деревья похожи на тех танцующих девушек в белых шёлковых одеждах и вечно радующих своей красотой… А на самом деле они обрели такие формы от пронизывающих сильных ветров. 

Это озеро и живописная территория в центре Казахстана хранит множество других легенд.

Казахский шельпек

Готовим вместе

Это возду­­­­­­­ш­­ная хрус­тящая лепёшка, напоминающая по форме солнце.

Справиться с её приготовлением несложно, для этого потребуется минимум продуктов: муки – 3,5 стакана и ещё немного для присыпки при раскатывании теста, молока – 1 стакан, масла сливочного – 30 граммов, соды и соли по 1/3 чайной ложки, подсолнечное масло для жарки. Пригодятся для готовых лепёшек салфетки, чтобы дать стечь маслу.

Муку просеиваем, добавляем в неё соль и соду, гашённую уксусом, и всё перемешиваем. Вливаем смесь молока с растопленным маслом и замешиваем тесто, заряжая его хорошим настроением, добрыми помыслами и благодарностью за всё хорошее! 
У нас получается аппетитный колобок, который мы укутываем на 15–20 минут в целлофан. И вот он уже готов для

дальнейших превращений: раскатываем его в толстый жгут, разрезаем на 7–9 кусочков, формируем шарики и по одному пускаем их под скалку. Полученные тонкие лепёшки лучше раскатать все сразу, перекладывая их плёнкой, чтобы они не слиплись. 

Выпекаем в глубокой сковородке на раскалённом масле в течение 3–4 секунд на каждую сторону. Готовые шельпеки перестилаем салфетками. А на стол подаём уже без них, украсив горку воздушных лепёшек сахарной пудрой, веточкой зелени или сметаной. 

Казахи пекут шельпеки и на религиозные праздники, и по пятницам, когда жилище человека должно наполниться ароматом раскалённого масла и жареного теста.

Фото к статье
Самый добрый соседСамый добрый соседСамый добрый соседСамый добрый сосед
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт