Судостроители Тюмени и Тобольска развивают речной флот, продолжая славную историю освоения Севера, и ставят перед собой задачи государственного масштаба, например, такие, как проект «Северный морской путь».
Исторически сложилось, что речной транспорт играет большую роль в становлении и развитии экономики Западной Сибири. Эпоха судостроения региона началась еще в 17 веке. Когда-то в условиях отсутствия инфраструктуры, автомобильных дорог и железнодорожного сообщения именно речники доставляли разные грузы и снабжали северные города и поселки всем необходимым для жизни и работы. Почти до самого конца 19 века речное пароходство в Западной Сибири оставалось наиболее выгодным и надёжным видом транспорта в летние месяцы.
«До прихода железных и автомобильных дорог реки без преувеличения были главными магистралями. Совершенно особая и героическая история речного флота – создание и становление нефтегазового комплекса», – говорит губернатор Тюменской области Александр Моор.
В период интенсивного освоения нефтегазовых недр Западной Сибири именно речным транспортом осуществлялись доставки строительных материалов, оборудования для обустройства нефтегазовых месторождений, строительства городов и посёлков. Между тем в последние годы прослеживается тенденция роста объема грузовых перевозок.
Особо ценится многофункциональность транспорта, например, такого, как рыбзавод морского класса. Тюменьсудокомплект работал над ним порядка 4 лет. И уже совсем скоро компания отправит к заказчикам на Ямал это судно, которое называют уникальным из-за увеличенной производительности. Рыбзавод предназначен для работы на Крайнем Севере, в том числе в Гыданской губе. Отметим, это несамоходное рефрижераторное судно, которое используется для приёма, переработки и хранения рыбы.
«Камеры хранения позволяют держать 600 кубов рыбы, это примерно 300 тонн. Увеличили цикл заморозки в два раза – до 10 тонн в сутки. Ямал нас хорошо знает, мы с округом работаем, и наш участок в Уренгое работает сегодня полноценно», – отметил директор завода «Тюменьсудокомплект» Николай Брагин.
А вот судно «Яр-Сале» стало уже вторым объектом, построенным тобольской верфью для работы в Арктике. Сухогруз, получивший имя в честь административного центра Ямальского района, станет частью федерального проекта «Северный морской путь». Кроме того, в 2023 году на тобольской верфи начали строить первое в Сибири крупное судно длиной 140 метров.
Тюменские и тобольские судостроители не стоят на месте и продолжают развивать флот северных округов, строя суда нового поколения.
Реки, как прежде, сшивают маршрутами воедино большую Тюменскую область, обеспечивая работой разные отрасли экономики. Так, протяжённость водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой по Обь-Иртышскому бассейну, составляет 12150 километров, в том числе по Тюменской области – 9844 километра, из них по югу области – 1465 километров.