Высшие награды за преданность стране и тепло сердец
В этом году День учителя стал особенным – он прошёл в объявленный в России Год педагога и наставника. И, как всегда, учитель даёт подрастающему поколению знания, умения, навыки, закладывает основы миропонимания, определяя вектор развития общества в будущем.
Важную роль играло учительство ЯНАО в годы Великой Отечественной, и тогда педагог был одним из самых значимых людей для детей и юношества, для их родителей, для общества в целом. Поэтому не случайно среди многих тружеников тыла Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1945 г. «О награждении орденами и медалями учителей школ Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области» – «за успешную и самоотверженную работу» орденом Ленина, высшей наградой страны в тот период, и орденами Трудового Красного Знамени отметили именно учителей.
Уже в первые месяцы войны из 80 педагогов Салехарда 18 – состояли в народном ополчении, 30 – в санитарной дружине, 20 – работали агитаторами. Учитель – идеолог времени, который не только разъяснял ситуацию на фронте, но и был наставником для большинства ребят, а в ряде случаев и для взрослых. Словосочетание «народный учитель» отражало суть работы и на фронте, и в тылу. В годы войны вводились новые дисциплины, усиливалась физическая подготовка. Независимо от направления преподавания учителя становились медсёстрами, радистами, инструкторами ПВХО («Противовоздушная и противохимическая оборона»), все обязательно должны были в установленный срок сдать нормы ГТО («Готов к труду и обороне»). Педагоги в свободное от уроков время становились просветителями для населения города, собирали средства в Фонд обороны, на постройку эскадрильи «Омский комсомолец», вместе с детьми готовили посылки с тёплыми вещами. Коллектив салехардской средней школы собрал 1 008 рублей и 2 000 рублей облигациями на постройку эскадрильи «Омский комсомолец».
В отделе народного образования Салехарда отмечали, что в годы войны «в городе имелось 228 тимуровцев (один тимуровец на шесть-семь школьников). Школьная детвора участвовала и в иных видах общественно полезного труда. Дети работали на огороде сельхозартели и на зональной станции, ездили за кормом для скота совхоза, собирали металлолом и ягоды. Трудились на воскресниках по выгрузке муки и овощей с пароходов и в работе на комбинате». Ученики средней школы вместе с наставниками работали на рыбных промыслах.
Для жителей учителя – это особенные люди – являлись носителями знаний, пониманием идеологии государства. Каждого знали, учителя, как говорили тогда, были на виду. Показательна реакция салехардцев на первую похоронку, что пришла на учителя – Булыгина Дмитрия Дмитриевича. Горожане собрались у дома, где жила его семья, и провели митинг. Звучали пламенные речи, призывающие овладевать военными специальностями и идти защищать Родину. Так, уже в наградном листе добровольца, учителя Зверева А. М. (1925–1944), посмертно ставшего Героем Советского Союза, сказано: «…при форсировании реки Западная Двина… не считаясь с опасностью, под сильным пулемётным огнём противника, увлекая за собой остальных бойцов, скрытно подобрался к траншее противника, забросал гранатами…»
В тылу учителя наравне со всеми несли тяготы военного времени – превращались при надобности в лесорубов, в строительных рабочих и рыбаков; они сплавляли плоты, на лодках перевозили дрова и кирпич для ремонта школ, производили конопатку и побелку зданий – совершали ежедневный, ежечасный подвиг. Рядом с ними всегда были ученики, взрослеющие не по годам. Поколение детей войны и сегодня, вспоминая своё детство, сохранило и бережёт тепло сердец своих учителей, таких близких и родных, во всех обстоятельствах пронёсших высокое звание Учителя. Интересный и вместе с тем закономерный факт: упоминание об учителе тыла в документах везде проходит сочетанием «учителя и учащиеся» – жизни, спаянные воедино огнём войны.
Указ Президиума ВС СССР стал первым случаем награждения тружеников округа высшими орденами и медалями СССР, и отрадно, что ими стали наши, ямальские, педагоги. Назовём их поимённо: в средней школе – директор и учитель Одинцова Нина Леонтьевна награждена орденом Трудового Красного Знамени; учителя Афанасьев Александр Иванович и Максимова Александра Ивановна – орденом «Знак Почёта»; учитель Карякина Мария Андреевна – медалью «За трудовую доблесть». В салехардской неполной средней школе (в дальнейшем
№ 3) – директор Пономарёв Александр Александрович и учитель Галишникова Антонина Капитоновна, а также заведующая Салехардским гороно Пономарёва Елизавета Васильевна награждены орденами Трудового Красного Знамени.
Указ о награждении учителей был опубликован в окружной газете «Няръяна Нгэрм» («Красный Север») 25 января 1946 года. В этом же номере в статье «Награда Родины» сказано: «В трудные годы Великой Отечественной… учитель был подчас единственной культурной силой, и он отдавал все знания, его встречали как советчика, как друга, помощника, в правлении колхоза, в рыболовецкой бригаде, на сеноуборке, в чуме оленевода».
Правительственные награды получили 20 представителей народного образования. К медали, учреждённой в июне 1945-го специально для поощрения тыловиков «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», был представлен 171 из 285 преподавателей. Всего на Ямале эту награду получили 3 242 работника тыла.
Вклад учительства в битву с врагом был каждодневным трудом, порой незаметным, но лучшей наградой, памятью Победы стало послевоенное поколение, поднявшее страну.