Как врач изучал нетрадиционную медицину
«ПК» уже писал о салехардском враче Борисе Василенко, сегодня мы решили рассказать о том, как он собирал сведения о народной медицине коренных жителей Ямала. Документальные свидетельства хранятся в Тюменском государственном архиве.
Отоларинголог-исследователь
Напомним штрихи биографии: родился Борис Василенко 1 августа 1935 года в селе Потоки Днепропетровской области. После окончания Одесского медицинского института им. Пирогова работал врачом на строительстве дороги Абакан – Тайшет, затем в лечебных учреждениях Белоруссии. В 1967-м приехал в Салехард, где сменил в должности врача Женни Карс, она работала здесь с конца тридцатых годов. Будучи отоларингологом в Салехардской окружной больнице по 1982 год, он часто исполнял обязанности начальника передвижного медицинского отряда, который обслуживал сельские районы. В ходе поездок доктор-исследователь интересовался способами лечения, бытовавшего у коренных народов. Василенко говорил, что традиционная медицина местного населения имеет сходство с китайским иглоукалыванием и точечным прижиганием, чем на Ямале занимались знахари и шаманы. В то время, как и сегодня, не имелось специальных работ по народной медицине коренных ямальцев. Василенко первым начал заполнять анкеты своих пациентов и вносить сведения о применении ими методов нетрадиционной медицины.
Говорят документы
Из карточек узнаём, как жители Ямальского Севера останавливают кровотечение, что делают при испуге, обмороке, потере сознания, переломах, кашле – своеобразная энциклопедия народной медицины с рисунками-пояснениями к тексту, названиями на языке народа, сохранившего традиции своих предков.
«…Ненка, 50 лет, домохозяйка, п. Панаевск. Многократно лечилась прижиганиями. Говорит, что прижигания делала себе сама комочком тлеющей чаги. После замужества долго не было детей. Делала прижигания в левом подреберье – родила 5-х детей…». «Эта больная, как очень показательная, была госпитализирована с гайморитом в х.о. окр. б-цы, где её осмотрел П.Т. Московкин, зав. окрздравотделом, и Н. В. Соловьёв. Они насчитали 13 рубцов от прижиганий. Убедились в том, что у ненцев существует и практикуется прижигание, и только после этого поверили мне».
«…Ненец, 74 года, оленевод, кочует, п. Тарко-Сале, Вынгапур. Знает о лечении прижиганиями, видел неоднократно и на себе испытывал. Чагу для трута собирают в любое время года. Берут внутреннюю часть, поджигают, кладут, где боль сильнее, чага, догорев, должна отскочить. Прижигание можно делать один раз в год в одной точке, но, если болит несколько суставов, можно прижигать оба. Излечение должно наступить через 5 дней, но облегчение наступает сразу… Ему когда-то по поводу головных болей делали прижигание папиросой в височной области с двух сторон, с тех пор голова никогда не болела…»
«При заболеваниях почек и мочевого пузыря берут щепотку мелкой стружки бивня мамонта или моржового клыка, бросают в воду и принимают внутрь по нескольку раз в день...» «…При порезах и свежих ранах посыпают пыльцой гриба дождевика – парны сяр (ненец)».
Ямальско-китайская рефлексотерапия
Борис Василенко собирал данные о лечении ягодами, травами, например, родиолой розовой, шиповником, другими растениями, какие-то сведения он получал от Елены Сусой, Владимира Ругина и других представителей ненцев и ханты. По итогам исследований он написал ряд работ, среди них – «Народные средства сохранения здоровья и лечения ненцев в XVIII–XX вв.», «Иглоукалывание и прижигание в народной медицине», «Некоторые обычаи народностей Севера и онкологические заболевания», «О гигиенических знаниях и навыках малых народностей Севера Тюменской области», «Традиционная гигиена народностей Севера».
Автор определял роль прижигания, иглоукалывания и пальцевого надавливания в народной медицине ненцев как способы, на его взгляд, имеющие южное происхождение и широко использовавшиеся в китайской медицине. «Нами осмотрен 91 житель тундры (все ненцы), среди них 76 взрослых и 15 детей, которым делали лечебное прижигание по поводу различных заболеваний. Сравнение точек, используемых для прижигания ненцами, с точками чжень-цзютерапии показало, что в большинстве случаев как сами точки, так и их показания, к применению совпадают» – такой вывод сделал Борис Василенко.
В тундре доктор собрал старинные костяные иглы для рефлексотерапии, они затем были подарены Музею медицины в Риге, там он представлял свои материалы на медицинских симпозиумах СССР. В Тюмени Василенко защитил кандидатскую диссертацию по теме «Нетрадиционные методы лечения в современных условиях и история нетрадиционной медицины КМНС Ямала». В 1997 году в Салехарде он выпустил книгу «Народная медицина ненцев Ямала».
В последнее время просыпается интерес к работам Бориса Василенко, и его архивные документы помогут научным поискам врачей по народной медицине коренного населения нашего округа.