Что вы представляете при слове «протез»? Пиратский крюк, прикреплённую к колену деревяшку? Технологии шагнули так далеко, что сегодня искусственные заменители рук и ног умеют угадывать намерения владельца.
В Салехарде состоялся семинар «Современные возможности протезирования верхних и нижних конечностей», на который были приглашены врачи, общественники, представители Главного бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО, регионального отделения Фонда социального страхования, благотворительного фонда поддержки детей «Ямине». Организатором мероприятия выступил реабилитационно-оздоровительный центр (РОЦ) «Жемчужина Югры», основным направлением работы которого является протезирование и ортезирование инвалидов, обеспечение техническими средствами реабилитации, оказание помощи при оформлении индивидуальной программы реабилитации.
С деятельностью предприятия в автономном округе уже знакомы. В конце 2015 года в Ноябрьске был открыт филиал «Жемчужины». С его появлением исчезла необходимость направлять ямальских особенных пациентов в другие регионы. За прошедшее время здесь была выдана тысяча пар ортопедической обуви, 170 северян были обеспечены протезами нижних конечностей, ортезы (приспособления для фиксации суставов) получили 140 детей.
– Чтобы помощь стала ещё ближе, в январе мы открыли обособленное подразделение в виде кабинета приёма в Новом Уренгое, до конца года такой же появится в Надыме, – говорит генеральный директор РОЦ Вера Сажинова. – С помещением в Салехарде тоже определились, сейчас ищем специалистов.
Главной целью семинара стало знакомство с последними разработками ведущих изготовителей протезно-ортопедических изделий России и зарубежья. Старший менеджер группы компаний «METIZ» Алексей Фирсов не только рассказал, но и показал, как работает бионический протез нижней конечности, причём на себе. В 2012 году мужчина попал в аварию, правая нога была ампутирована выше колена. Беда привела в «Метиз Импэкс», где он впоследствии стал работать.
Для наглядной демонстрации Алексей надел шорты, будь он в брюках, никто бы и не догадался, что нога у него ненастоящая. Замечает, что над совершенствованием походки работает постоянно, с самого начала использования протеза. Три раза в неделю ходит в спортзал, где проводит по 30 – 40 минут на беговой дорожке.
– «Мозг» протеза собирает и анализирует информацию со скоростью тысяча операций в секунду. Управляется при помощи специальной программы в телефоне – я могу добавлять или убавлять скорость ходьбы, задать режим «спуск» или «подъём по лестнице». Может работать и без телефона, сам автоматически переключается в режим «бег», «велосипед». Как любое электронное устройство нуждается в подзарядке, его нельзя опускать в воду, но для плавания у меня есть другой протез, – рассказывает Алексей. – Конечно, искусственный интеллект с живой ногой не сравнится, но он позволяет жить нормальной жизнью. Я хожу в горы, занимаюсь спортом, прибавьте сюда две-три командировки в месяц по России и в другие страны.
Чтобы получить бионический протез за счёт государства, он должен быть прописан в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида, пояснила Елена Юша, заместитель руководителя Главного бюро МСЭ по ЯНАО, эти умные изделия входят в федеральный перечень технических средств реабилитации. Чего пока не скажешь об экзоскелете, презентация которого также прошла в рамках семинара. В роли модели выступила жительница Салехарда Зейнаб Нежвединова. Прикованная к инвалидному креслу вот уже три с половиной года, молодая женщина смогла вновь почувствовать как это – ходить, благодаря израильскому медицинскому экзоскелету ReWalk.
– Этот экзоскелет весит 25 килограммов, но они не чувствуются, потому что опорные ремни распределяют вес равномерно по всему телу. Механические двигатели расположены в районе бёдер и голеней. Есть датчики, которые считывают движения тела и подают сигнал в компьютер, он находится сзади в рюкзачке, – показывает Григорий Новиков, реабилитолог, руководитель проекта ReWalk. – Пациент, облачённый в такой «костюм» может ходить, садиться, подниматься и спускаться по лестнице. Управление ведётся с наручных электронных часов. Костыли нужны для удержания равновесия. Надо понимать, что человек не может просто так стоять в надежде, что за него всё сделает экзоскелет, нужно сделать движение, включить мышцы живота, спины.
Зейнаб не может сдержать слёз. Сколько уже было операций, но шансов на выздоровление врачи не дают, экзоскелет – её единственное спасение.
– Моему сыну девять лет, дочке – пять. Я не могу сходить на школьное собрание, на выступление в детском саду, погулять с ними. Это не ради меня, а ради них. Когда вчера дети смотрели видео с тестового испытания, то плакали и кричали: «Мама, давай заберём эту штуку домой!»
Стоимость этого чуда техники 4 миллиона 600 тысяч рублей. Для Зейнаб сумма неподъёмная, вся надежда на благотворителей. Между тем сегодня, по словам Григория Новикова, идёт подготовка необходимых для получения лицензии документов. Специалист уверен, что результат будет положительным и, возможно, уже в этом году экзоскелет войдёт в федеральный перечень технических средств реабилитации. Обеспечить устройством каждого нуждающегося вряд ли получится из-за его дороговизны, как вариант – снабдить экзоскелетами центры, отделения реабилитации и уже там проводить тренировки для улучшения общего физического состояния пациентов. К слову, «Жемчужина Югры» планирует приобрести в ближайшем будущем экзоскелет для своего филиала в Ноябрьске.