наверх

Читать бы рад…

«ПК» № от 19 июля 2018
Читать бы рад…

Что вы говорите своим детям, когда видите их с книгой в руках? Или, наоборот, не можете заставить сесть за чтение? Юлия Кузнецова, автор книги «Расчитайка», поделилась своей коллекцией родительских фраз, которые, по её мнению, только мешают ребёнку полюбить читать.

1. «Почему ты ничего не читаешь?»

Ребёнок верит всему, что утверждается родителем. Даже если демонстрирует обратное: нигилизм пополам с негативизмом. Он запомнил, что ничего не читает. Оспаривать не намерен: взрослому виднее.

2. «Настя/Олег столько читают, а ты?!»

Эта фраза – ксифос – обоюдоострый меч. Он отрубает не только хорошее отношение к чтению, но заодно и к Насте с Олегом. Удобно. Но отчего-то очень грустно. Может, оттого, что фраза подрывает доверие к родителям? Чужие дети кажутся ему лучше собственных.

3. «Отложи телефон/планшет! Лучше бы почитал!»

Послание, которое мы передаём в этой фразе, гласит: телефон против книги. А ведь на самом деле это два разных способа провести время! Должен ли один быть противопоставлен другому? Или есть время для одного и есть для другого?

4. «Что за чушь ты читаешь?»

За чтение можно не беспокоиться: отныне ребёнок точно не выпустит из рук «чушь». Но фраза рушит отношения. Она неуважительна, даже оскорбительна, и может только усугубить непонимание, которое и так каждый день возникает между родителем и подрастающим ребёнком.

5. «Я в твои годы читал по книге в день!»

Дети и так нас идеализируют. Мы умеем завязывать шнурки, наливать суп так, чтобы не пролилось ни капли, расплачиваться в магазине карточкой и всегда знаем заранее, останутся на паркете следы от мокрых ботинок или нет. Да мы просто небожители с Олимпа! Так что на слух «Я в твои годы…» воспринимается не как призыв, а как очередное обозначение умений бога-олимпийца. Куда нам, простым смертным… Мы никогда не сможем столько читать. Сравнения никогда ничего не улучшают. «Папа был хорошим ребёнком, а я – плохим», – решает ребёнок, и какую боль приносит ему этот вывод…

6. «Ты слишком быстро переворачиваешь страницы! Ну-ка! О чём эта книга?»

«Мне не доверяют», – решает ребёнок. А если не доверяют родители, то как я могу верить сам себе? Границы дозволенного расплываются. Для любых действий требуется контролёр. Так ли я делаю? Или слишком быстро/медленно/громко/неправильно? Есть дети, которые совсем не чувствуют этих самых границ. Они не доверяют сами себе, ведь родители не учили их этому….

7. «Не можешь объяснить? Ты вообще читал её?»

В этой фразе книга выступает в роли средства контроля, как камера слежения в детской. Какой природный механизм заложен в нас, если мы почувствуем на себе прицельный взгляд-контроль? Правильно, бегство! Если вы пользовались видеоняней, когда дети были грудничками, не стоит прибегать к ней, проверяя, что делают в комнате младшие школьники. А если нам очень хочется узнать, читал ли ребёнок книгу (потому что мы хотим обсудить её или потому что чтение проверит завтра в школе учитель), то стоит озвучить именно свои чувства: «Я переживаю, справишься ли ты завтра с проверочной по этой книге» или «Мне так хотелось поговорить с тобой об этой книге! Дай знать, если прочтёшь».

8. «Что значит, не нравится Чехов?! Это нужно знать! Без этого не вырастешь!»

Будем откровенны: вырасти можно, вообще не читая художественных книг. Многие так вырастают. Читают учебники, инструкции, руководства. А «образ мира, в слове «явленный» остаётся за кадром их жизненного восприятия. Если для вас принципиально, чтобы дети знали и любили классику, рассказывайте им о Чехове или Толстом, делитесь своей любовью к этим книгам, читайте вслух, посещайте дома-музеи. Но не используйте их имена во фразах-императивах. Иначе мы сами толкаем детей к бегству. На этот раз – подальше от классической литературы.

Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт