Развёрнутые объяснения по вопросам, касающимся поправок в жилищном законодательстве, дал заместитель губернатора, руководитель окружного департамента Госжилнадзора Сергей Карасёв на пресс-конференции с ямальскими журналистами.
Тема оплаты коммунальных услуг затрагивает каждого из нас, потому что касается не только условий жизни, но и расходов семейного бюджета. Не хотелось бы высоких тарифов и уж тем более переплачивать за что-либо или кого-либо.
– В чём была необходимость корректировки данного законодательства? Излишние расходы потреблённой энергии, связанные с ненадлежащим содержанием общего имущества, утечками, недобросовестным потреблением (воровством) и проживанием незарегистрированных граждан, распределялись пропорционально между всеми собственниками и нанимателями. Добросовестные граждане оплачивали непотреблённые ими коммунальные ресурсы. Управляющие компании в этой ситуации не несли никаких дополнительных расходов, фактически были не заинтересованы в поиске этих недобросовестных потребителей и утечек. Просто возлагали бремя ответственности на собственников. Основной посыл законодательства сводится к тому, что население должно оплатить только потреблённый ресурс, – поясняет заместитель руководителя региона.
С 1 января 2017 года расходы на услуги по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению, которые несли собственники жилья в части оплаты на общедомовые нужды, переведены в статью расходов на содержание жилого помещения и текущий ремонт. Изначально эти расходы назывались «оплата коммунальных услуг на ОДН». Теперь это строка – «оплата потреблённого ресурса, связанного с содержанием общего имущества многоквартирного дома». Расходы, связанные с содержанием общего имущества такого дома в части оплаты тепла, по-прежнему входят в структуру оплаты коммунальных услуг и отдельно не выделяются.
Оплата потреблённого ресурса на жилищно-коммунальные нужды, связанные с содержанием жилого помещения, будет производиться в пределах нормативов, установленных департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа. Они остаются прежними до 1 июня.
– Со второго полугодия профильный департамент утвердит новый норматив расходов на ОДН. По объёму они, скорее всего, будут меньше. Но, в крайнем случае, не больше установленных, – заверил Сергей Карасёв.
Теперь все затраты на влажную уборку подъездов, промывку сетей в период подготовки к отопительному сезону, освещение мест общего пользования и т.д. будут рассчитываться, исходя из нормативов и реальных потребностей. Таким образом, говорят специалисты, законодатель защищает граждан и от соседей, которые позволяют себе использовать излишние ресурсы и не оплачивать их, и от недобросовестных управляющих компаний.
А кто же будет оплачивать эти излишние расходы? Теперь исполнитель коммунальной услуги – либо управляющая компания, либо ресурсоснабжающая организация, либо ТСЖ. Однако самим компенсировать потери придётся жильцам многоквартирных домов, которые остаются при непосредственном управлении и где ещё не определились со способом управления. Замгубернатора в этих случаях рекомендует не затягивать с процессом выбора способа управления, а органам самоуправления – с организацией конкурса по выбору управляющей компании.
Государство, освобождая от расходов, связанных с ненормированным потреблением коммунальных услуг, применяет к собственникам потребления ресурсов без приборов учёта повышающий коэффициент. Чтобы избежать лишних расходов, жильцам, до сих пор не установившим счётчики, необходимо как можно быстрее это сделать.
В некоторых случаях граждане могут быть освобождены от применения повышающего коэффициента.
– Установка приборов учёта не потребуется в аварийном доме. И второе условие – если внутридомовые сети не позволяют технически их установить. В этом случае собственникам надо обратиться к исполнителю коммунальных услуг для проведения обследования и установления технической невозможности подключения приборов учёта, – разъясняет Сергей Викторович.
Особое внимание собственники должны обратить при принятии решений на общем собрании, когда ставится вопрос о размере платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. Её установление только в компетенции общего собрания собственников. Однако сегодня уровень общественного сознания оставляет желать лучшего, что создаёт проблему в организации такого собрания с необходимым кворумом. При заочной форме проведения до собственников доводят решения с вариантами ответов, которые могут быть не в пользу жильцов, в том числе и с предложением распределять сверхнормативные потери на жильцов пропорционально занимаемой площади. По словам Сергея Карасёва, такие действия управляющих компаний и других организаторов будут в обход закона:
– Граждане, не вникая в суть процесса, могут брать на себя бремя расходов исполнителя коммунальных услуг. С начала 2017 года сверхнормативное распределение коммунального ресурса не может быть распределено между собственниками помещений на основании решения общего собрания собственников жилья. Вместе с тем не исключаю, что появятся такие компании, которые по-прежнему будут пользоваться неграмотностью собственников и выносить на собрание подобные вопросы.
И если такое решение всё-таки окажется с подписями представителей собственников жилья, да ещё будет приложен протокол общего собрания, утверждённый большинством голосов, то его не сможет отменить даже суд.
– Если видите сложно поставленный вопрос или не совсем вникаете в смысл того решения, за которое нужно проголосовать, лучше обратиться в органы государственного жилищного надзора, либо в органы контроля муниципального образования за разъяснениями. Не голосуйте впопыхах, на скорую руку, – советует Сергей Карасёв.