В конце января в Совете Федерации РФ состоялось заседание Совета по Арктике и Антарктике на тему «О транспортном проекте «Северный широтный ход».
Готов к реализации
Заседание Совета вёл председатель, член комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслав Штыров. На заседании выступили заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, генеральный директор Института экономики и развития транспорта Фёдор Пехтерев, старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Михайлов, заместитель генерального директора ООО «Газпромтранс» Илья Козлов. На слушаниях работали депутаты ГД РФ от ЯНАО Григорий Ледков, Владимир Пушкарёв, заместитель председателя ЗС ЯНАО Сергей Харючи.
«Северный широтный ход» – проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево. Трасса должна связать Северную и Свердловскую железные дороги. Строительство магистрали планируют осуществить с 2018 по 2022 годы. Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 миллиона тонн – преимущественно углеводороды.
Сенатор Вячеслав Штыров отметил, что «Северный широтный ход» является одним из важнейших инфраструктурных проектов, обеспечивающих освоение природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны. «Реализация проекта позволит повысить эффективность логистики вывоза углеводородного сырья, снизить транспортные издержки грузоотправителей, оптимизировать загрузку существующих участков железнодорожной сети и способствовать снятию инфраструктурных ограничений развития региона», – подчеркнул законодатель. По его словам, дальнейшим направлением развития проекта «Северный широтный ход» является формирование транспортного коридора Обская – Сабетта, направленного на освоение перспективных районов недропользования российской Арктической зоны с обеспечением выхода к трассам Северного морского пути.
Снизит госзатраты
В ходе дискуссии выступили руководители министерств и ведомств. Так, Алексей Цыденов отметил, что проект «Северный широтный ход» включён в федеральную транспортную стратегию и программу развития железнодорожного транспорта. Ориентировочная стоимость составляет порядка 230 млрд рублей. Проект реализуется на частно-концессионной основе, что позволит снизить затраты государства. По словам Вадима Михайлова, «Российские железные дороги» готовы профинансировать стройку на 105 млрд рублей. Ещё 30 млрд обещает вложить государство. Остальное придётся на долю специальной проектной компании. В целом представитель РЖД подтвердил намерение железнодорожников «довести до ума» лишь часть «СШХ» от Нового Уренгоя до станции Пангоды.
– Концессионер за счёт собственных и привлечённых средств построит участок и будет осуществлять его эксплуатацию на протяжении срока действия. Срок действия мы пока определяем 35 лет, – цитирует ТАСС слова Вадима Михайлова.
Доля ПАО «Газпром» составит в проекте 5 процентов. Компания достроит ветку Надым – Пангоды и передаст её концессионеру.
Как отметил заместитель губернатора Ямала Дмитрий Артюхов, без строительства «СШХ» многие проекты по разработке новых нефтегазовых месторождений и развития перерабатывающих отраслей на Ямале окажутся неэффективными. Он заявил, что «Северный широтный ход» повысит эффективность логистики за счёт сокращения маршрута до морских портов, поможет создать новые рабочие места в регионе. Также «СШХ» обеспечит развитие перерабатывающих производств и других отраслей экономики ЯНАО и будет способствовать усилению национальной безопасности в Арктике.
По итогам обсуждения проекта «Северный широтный ход» будут подготовлены рекомендации Правительству РФ, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» иорганам государственной власти ЯНАО. Продолжить обсуждение строительства железнодорожной магистрали на Ямале планируют в рамках форума «Арктика – территория диалога», который пройдёт 29 – 30 марта в Архангельске.