В Салехарде отечественные и зарубежные богословы, историки религии, представители ислама и христианства вели диалог по теме «Деструктивные и псевдорелигиозные организации, секты и культы: вызовы и пути решения» на международной научно-практической конференции.
Нужно изменить закон
Сегодня в России активизировалось сектантство разных форм и направлений вплоть до смертельно опасных. Зачастую секты, что действуют под видом религиозных, коммерческих, образовательных и иных организаций, ведут деятельность по дестабилизации общества, подрыву основ государства, внедряют чуждые нам идеологии, пропагандируют самоубийства в подростковой среде, ведут иную подрывную деятельность в чьих-то интересах. Они бросают вызов и семье, и государству, и традиционным конфессиям.
Попытки ограничить деятельность сект наталкиваются на противодействие под флагом защиты неких прав человека и пресловутого права на свободу вероисповедания. Но вряд ли сатанинские культы и секты, призывающие к самоубийству, могут на это рассчитывать. Особую тревогу вызывает то, что тоталитарные секты ведут подрывную, террористическую деятельность или, прикрываясь коммерческими интересами, выполняют функции иностранных агентов для давления на общество и государство.
Тоталитарные секты являются одним из инструментов разрушения института семьи, о чём говорят многочисленные исследования. А сложности противодействия им заключаются в недоработках законодательства и в том, что секты перебазировались в Мировую паутину. – Сейчас большая часть тоталитарных сект ушла в интернет и ведёт там вербовку. Раньше я приезжал в регион, и меня спрашивали, какие секты действуют и о чём нужно предупредить в первую очередь. Сейчас не имеет значения, кто физически присутствует на территории, ямальца может завербовать и секта с Кавказа», – говорит российский сектовед Александр Дворкин.
На юридическом уровне нет точного определения понятия секта. Пока действенным инструментом является Постановление Конституционного суда РФ 1997 года. В нём отмечалось, что употребление в прессе понятия «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы лиц, по сравнению с подавляющим большинством, и, следовательно, не может оскорблять чьих-либо чувств. Но прошло уже двадцать лет, мир изменился, и понятно, что необходимо разработать систему юридических мер, направленных на установление критериев сектантства на правовом уровне. И, естественно, требуется изменить порядок регистрации всевозможных религиозных организаций на основе изучения их идеологических тезисов. Вероятно, что необходимо внести изменения в Закон о свободе вероисповедания в России, время и секты стремительно идут вперёд, а нормативная база и внимание общества не должны отставать от процесса, за которым будущее детей. Поэтому для выработки рекомендаций по противодействию деятельности деструктивных и псевдорелигиозных организаций, сект и культов в Ямало-Ненецкий автономный округ прибыли более 200 экспертов, которые обсуждали эту больную для общества тему.
Образование и внимание
В рамках конференции журналисты окружных СМИ ЯНАО общались со специалистами, которые изложили своё видение ряда проблем. Так, магистр теологии из Германии и почётный доктор теологии Минского университета Томас Гандоу сказал, что в любой европейской стране эта проблема стоит достаточно остро. «Противостоять им можно за счёт создания чувства вовлечённости, особенно у молодёжи, вовлечённости в обществе, вовлечённости в семье. Важно усиливать собственную идентичность молодых людей. Необходимо, чтобы само общество, СМИ, политики не боялись критиковать такие секты. Но есть и другие организации, о которых не принято говорить в СМИ, о которых люди стесняются высказывать своё мнение. Мне кажется, что любая христианская церковь должна противостоять экстремистским христианским организациям, и точно так же исламские организации должны сражаться с нетрадиционным исламским фундаментализмом», – сказал магистр. Он отметил, что в Германии, как и в любой другой европейской стране, проблема деструктивных и псевдорелигиозных организаций, сект и культов стоит остро, особенно активизировались секты сайентологов, некоторые новые корейские культы и секты, а также псевдоисламисты. А президент Центра психологических исследований (Италия), доцент кафедры криминологии и психиатрии в Салентском университете Луиджи Корвалья считает, что главный фактор в борьбе с псевдорелигиозными организациями – это образование. «Чем больше мы образовываем молодое поколение, тем больше шансов, что они не вступят в такие организации. Особенно внимательно нужно относиться к детям переходного возраста, так как именно в это время им нужны сочувствие, эмпатия, привязанность, принятие».
Соглашение и резолюция
Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, профессор Московского государственного лингвистического университета, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, доктор исторических наук Роман Силантьев отметил, что только профилактикой проблему псевдорелигиозных организаций и сект решить невозможно. Способы минимизировать вред от них у власти есть. «В целом общероссийская ситуация в этом вопросе более позитивна, чем мировая. Это как раз следствие решительных действий», – сказал Роман Силантьев. Он также отметил, что мировая ситуация с усилением влияния деструктивных и псевдорелигиозных организаций, сект и культов усложняется, но в России положение дел стабилизируется в нормальном режиме. «Да, у нас регулярно предотвращают теракты, ловят банды боевиков, к сожалению, случаются нападения на росгвардейцев, – отметил Роман Силантьев. – Но нам есть с чем сравнить. В Западной Европе, на Ближнем Востоке ситуация гораздо хуже. И в России, если вспомнить нулевые годы, десятые, ситуация стала гораздо спокойнее. Это следствие именно решительных действий». Способы, если не справиться полностью, то минимизировать вред от них у государства есть, отметил Роман Силантьев. Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Центра религиоведческих исследований св. Иринея Лионского и Российской ассоциации центров изучения религий и сект, доктор богословия, доктор философии Александр Дворкин считает, что важным подспорьем в деле борьбы с сектами является преподавание в школах основ традиционных культур. Также профессор отметил, что в наибольшей степени влиянию сект подвержены люди, переживающие стрессовые ситуации. «Чтобы человек попал в секту, её приманка должна соответствовать его интересам, например, через курсы иностранного языка или занятия йогой. Необходимо работать, предупреждать и, конечно, обращать внимание на наших близких. Особенно когда у них тяжёлая минута. Если не оказать поддержку, то человек может откликнуться на предложение злоумышленников». Александр Дворкин назвал слабые и сильные места таких групп и сект: «И у них, в традиционном понимании этого слова, не существует миссии, по сути, они занимаются просто вербовкой своих членов, являются культовыми организациями, а не организациями массового порядка. А сила их в том, что они никогда не рекрутируют глупцов, они принимают на службу в качестве проповедников очень образованных сочувствующих, эмпатичных людей». На конференции Салехардская епархия в лице архиепископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая и Региональное духовное управление мусульман ЯНАО в лице муфтия, председателя Регионального духовного управления мусульман ЯНАО Хайдара Хафизова подписали соглашение о сотрудничестве.
На завершающем заседании принят проект резолюции конференции с рекомендациями, актуальными для общества. Возможно, проект не положат под сукно, и он будет представлен ямальскому сообществу.