«Коррупция и власть на Ямале несовместимы», – подчеркнул губернатор региона Дмитрий Кобылкин в своём ежегодном докладе о положении дел в округе и заверил, что борьба с этим негативным явлением будет продолжена, причём в жёсткой форме, если потребуется.
Одно из приоритетных направлений в этой деятельности – противодействие так называемой бытовой коррупции, которую Президент России Владимир Путин назвал «самой опасной коррупцией».
– Наиболее коррупциогенными отраслями считаются сферы образования, социальной политики и ЖКХ, в этом году в план мероприятий по противодействию коррупции администрации города внесены изменения. В связи с Указом Президента администрацией ЯНАО было рекомендовано начать работу по борьбе с бытовой коррупцией в этих направлениях, – сообщает Екатерина Рыбакова, главный специалист отдела профилактики правонарушений управления делами администрации города. – На ноябрьском заседании межведомственного Совета при главе администрации Салехарда по противодействию коррупции руководителям профильных департаментов было рекомендовано разработать алгоритмы действий муниципальных служащих и иных сотрудников подведомственных им муниципальных учреждений при попытках склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника.
– Екатерина Михайловна, поясните, пожалуйста, в чём суть этих алгоритмов?
– Задача разработчиков – регламентировать и довести до сведения муниципальных служащих информацию о том, как необходимо действовать в случаях склонений их к коррупционным правонарушениям и преступлениям, а также, если им станет известно об иных фактах коррупции. Принимаются меры для предотвращения коррупции в этих сферах. Например, муниципальным служащим департамента городского хозяйства не рекомендовано заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью в области ЖКХ. То есть сотрудник департамента не может одновременно работать в управляющей компании или подрядной организации, оказывающей услуги департаменту, – чтобы не было конфликта интересов. Этот запрет касается и родственников сотрудников департамента – для исключения взаимной заинтересованности.
– По сведениям вашего отдела, за предыдущие два года не было выявлено фактов коррупции в сферах, о которых вы говорите.
– Да, у нас не зарегистрировано фактов коррупции, поэтому можно сказать, что ответственными за её противодействие в этих отраслях профилактическая работа ведётся на высоком уровне. Для получения информации о фактах коррупции действуют интернет-приёмная на официальном сайте муниципалитета, телефон доверия, и есть возможность лично обратиться к главе администрации города и иным должностным лицам. Эта информация проверяется и обобщается. Из указанных источников за два года сведений о фактах коррупции от граждан не поступало.
– Какие меры, исходя из имеющегося опыта работы в противодействии коррупции, вы считаете наиболее действенными?
Одна из самых эффективных – возможность у каждого жителя города анонимно сообщать о фактах коррупции, не опасаясь неблагоприятных для себя последствий. Например, на сайте департамента образования каждый родитель посредством системы «Сетевой город» может сообщить о незаконных сборах денег, не указывая своих личных данных. К слову, такой информации за два года не было. Продолжая тему образования, стоит отметить, что во всех учреждениях этой сферы ведётся профилактическая просветительская работа с детьми и их родителями: тематические стенды, классные часы, конкурсы, видеосюжеты и другие мероприятия направлены на антикоррупционное воспитание подрастающего поколения. Кроме того, в соответствии со статьёй 13.3 федерального закона о противодействии коррупции в каждом муниципальном учреждении, предприятии, во всех структурных подразделениях администрации города назначен ответственный по противодействию этому явлению.
Тотальный дефицит привёл к тому, что несколько поколений граждан привыкли к мелким подношениям и подаркам. Такая бытовая коррупция в силу инерции мышления граждан, чиновников любого уровня и прочих людей, от которых зависит хоть что-нибудь, передалась и нынешнему поколению, правда, в меньшей степени. Благодарность и мелкая мзда, выраженная в презенте или конверте с деньгами, даже перестала восприниматься многими как взятка, скорее – как некий обязательный ритуал и атрибут взаимоотношений.
Ещё одной немаловажной мерой является антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. Экспертизу проводят должностное лицо администрации, прокуратура города и независимые эксперты. В 2014 году было дано 471 заключение, в 2015 – 515 заключений.
Кроме того, для профилактики коррупции в администрации созданы постоянно действующие коллегиальные органы. Например, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулирования конфликта интересов. В 2015 году ею было проведено 23 заседания. Один из примеров – обязанность муниципальных служащих после увольнения в течение двух лет обращаться в администрацию города для получения разрешения на определённую должность или занятие той или иной деятельностью. Комиссия принимает решение, исходя из наличия или отсутствия конфликта интересов. Если во время муниципальной службы человеку были подведомственны такие же сферы в городе, как и на его новой работе, в коммерческой организации, очевиден конфликт интересов – комиссия даёт отрицательный ответ. Подобный конфликт интересов может быть и между супругами, если один – муниципальный служащий, а второй работает в схожей сфере на коммерческой основе.