наверх

Суровая правда в стихах

«ПК» № от 7 мая 2015

Во время Великой Отечественной войны стихи вдохновляли бойцов, помогали им не падать духом и справляться с трудностями.

Поэты, военные корреспонденты – не меньшие герои, чем те солдаты, о которых они писали. Они бывали на передовой, видели войну своими глазами. Это отражено в строках Евгения Винокурова, которые родились в победном 1945 году:

Я эти песни написал не сразу.

Я с ними по осенней мерзлоте

С неначатыми по-пластунски лазил

Сквозь чёрные поля на животе.

В последний год войны радостные вести об освобождении городов всё чаще отзывались залпами торжественных салютов. В них слышался голос близкой Победы как итог долгой и трудной борьбы, нелёгкого, тернистого пути русского народа. Такое восприятие последних дней войны можно найти, например, в строках Анны Ахматовой:

Победа у наших стоит дверей...

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасённых от тысячи тысяч смертей,

Так мы долгожданной ответим.

И в стихотворении Михаила Исаковского «Весенняя песня»:

Скоро, скоро приказ о победе услышат

В каждом городе, в каждом селе.

Может статься, сегодня его уже пишут

Всем на радость в Московском Кремле.

В стихах последних дней войны отражены беспредельные возможности народного мужества и героизма. Характерен в этом плане образ, возникающий в стихотворении Ольги Берггольц «Накануне», написанном в апреле 1945 года. Вот в каком облике предстаёт поэту выстраданная, завоёванная народом Победа:

Она стоит на лестничной площадке,

На тёмной, на знакомой без конца,

В солдатской, рваной, дымной плащ-палатке,

Кровавый пот не вытерла с лица.

Одной из главных в поэзии 1945 года стала тема памяти. В стихотворении «Братские могилы» Маргарита Алигер рисует обобщённый образ погибших сыновей, кровью которых пропитана родная земля:

Ветрами чисто метены,

Без памятных камней,

Хранит земля отметины

Погибших сыновей.

И если чудо сбудется

В далёкие года,

Война людьми забудется,

Землёю – никогда!

Образ родной земли, измученной и истерзанной врагом, оживающей после войны природы – один из ключевых у авторов того времени. Например, в стихотворении Анны Ахматовой «Освобождённая»:

Чистый ветер ели колышет,

Чистый снег заметает поля.

Больше вражьего шага не слышит,

Отдыхает моя земля.

Лучшие произведения того времени раскрывают непреложную и горькую истину, что Победа не пришла сама: она далась ценой неисчислимых жертв и потерь. И поэзия не отворачивалась от суровой правды войны.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского – трагическая исповедь от лица убитого солдата. Обращение мёртвого к живым – утверждение идеи бессмертия тех, кто ценой собственной жизни защитил благополучие выживших, и одновременно – призыв не допустить новой войны:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть,

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

...И беречь её свято,

Братья, – счастье своё, –

В память воина-брата,

Что погиб за неё.

В стихотворении Леонида Мартынова «Народ-победитель» ярко и оптимистично звучит мотив возвращения:

Возвращались солдаты с войны

По железным дорогам страны.

День и ночь поезда их везли,

Гимнастёрки их были в пыли.

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Поэзия 1945 года пронизана светом, верой в то, что страшные события военных лет больше никогда не повторятся. В стихотворении Алексея Суркова «Утро Победы» важное событие в истории страны ассоциируется с утром, весной, с пробуждением в природе и в душе солдата:

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые –

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребёнок, заплакал солдат,

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт