Во время Великой Отечественной войны стихи вдохновляли бойцов, помогали им не падать духом и справляться с трудностями.
Поэты, военные корреспонденты – не меньшие герои, чем те солдаты, о которых они писали. Они бывали на передовой, видели войну своими глазами. Это отражено в строках Евгения Винокурова, которые родились в победном 1945 году:
Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте
С неначатыми по-пластунски лазил
Сквозь чёрные поля на животе.
В последний год войны радостные вести об освобождении городов всё чаще отзывались залпами торжественных салютов. В них слышался голос близкой Победы как итог долгой и трудной борьбы, нелёгкого, тернистого пути русского народа. Такое восприятие последних дней войны можно найти, например, в строках Анны Ахматовой:
Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасённых от тысячи тысяч смертей,
Так мы долгожданной ответим.
И в стихотворении Михаила Исаковского «Весенняя песня»:
Скоро, скоро приказ о победе услышат
В каждом городе, в каждом селе.
Может статься, сегодня его уже пишут
Всем на радость в Московском Кремле.
В стихах последних дней войны отражены беспредельные возможности народного мужества и героизма. Характерен в этом плане образ, возникающий в стихотворении Ольги Берггольц «Накануне», написанном в апреле 1945 года. Вот в каком облике предстаёт поэту выстраданная, завоёванная народом Победа:
Она стоит на лестничной площадке,
На тёмной, на знакомой без конца,
В солдатской, рваной, дымной плащ-палатке,
Кровавый пот не вытерла с лица.
Одной из главных в поэзии 1945 года стала тема памяти. В стихотворении «Братские могилы» Маргарита Алигер рисует обобщённый образ погибших сыновей, кровью которых пропитана родная земля:
Ветрами чисто метены,
Без памятных камней,
Хранит земля отметины
Погибших сыновей.
И если чудо сбудется
В далёкие года,
Война людьми забудется,
Землёю – никогда!
Образ родной земли, измученной и истерзанной врагом, оживающей после войны природы – один из ключевых у авторов того времени. Например, в стихотворении Анны Ахматовой «Освобождённая»:
Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.
Лучшие произведения того времени раскрывают непреложную и горькую истину, что Победа не пришла сама: она далась ценой неисчислимых жертв и потерь. И поэзия не отворачивалась от суровой правды войны.
Стихотворение «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского – трагическая исповедь от лица убитого солдата. Обращение мёртвого к живым – утверждение идеи бессмертия тех, кто ценой собственной жизни защитил благополучие выживших, и одновременно – призыв не допустить новой войны:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть,
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
...И беречь её свято,
Братья, – счастье своё, –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
В стихотворении Леонида Мартынова «Народ-победитель» ярко и оптимистично звучит мотив возвращения:
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли,
Гимнастёрки их были в пыли.
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Поэзия 1945 года пронизана светом, верой в то, что страшные события военных лет больше никогда не повторятся. В стихотворении Алексея Суркова «Утро Победы» важное событие в истории страны ассоциируется с утром, весной, с пробуждением в природе и в душе солдата:
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые –
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребёнок, заплакал солдат,
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.