Патриот до фанатизма Виктор Атласов, что родом из Рязанской области, называет себя не путешественником, а землепроходцем, потому что передвигается по территории страны исключительно пешком.
– Помню, ещё школьником уезжал на велосипеде за сотни километров, потому что с детства любил путешествовать. Друзья не увязывались за мной, родители не знали, а я утром уходил и лишь вечером появлялся, – вспоминает Виктор Иванович.
Наш разговор, в большей степени именно рассказ о путешествиях пешком по России, происходил в стенах редакции «ПК». О удача, Виктор Атласов сам заглянул к нам, показал карту, испещрённую линиями пройденных дорог за десять лет от Калининграда до Камчатки, и фотоальбом, где каждый кадр – как очередное достижение на пройденном этапе и покорённая вершина.
Что же привело к такому жизненному увлечению? Сначала, по словам Виктора Ивановича, ему хотелось посмотреть страну, познакомиться с её богатейшей историей. Потом увлёкся минералогией, до сих пор из каждого похода приносит разнообразные камни. А в 90-е годы он обратил внимание, что кроме него и нет таких энтузиастов среди соотечественников, кто рискнул бы преодолевать дороги-пути по родной земле на своих двоих.
– Я по России прошёл уже 140 тысяч километров, это три с половиной оборота вокруг Земли, но не встретил среди путешествующих ни одного россиянина. Много путешественников-иностранцев, больше всего немцев, был американец, англичанин. Они крутят педали там, где есть дороги. А я хожу везде, где дорог нет – плыву по рекам. Только на вёслах преодолел 3,5 тысячи километров, – рассказывает наш землепроходец.
По профессии он инженер-строитель. Но свой рабочий график выстраивал так, что зимой трудился и зарабатывал деньги, а остальные месяцы посвящал очередному маршруту. Как специалисту ему не было цены, только временные работники мало кого устраивали. Виктор Иванович был вынужден уволиться, отдав предпочтение своим задумкам и грандиозным планам. Стал работать по найму, лишь бы заработать ту сумму, которая понадобится в пути. По его рассказам, дошёл до Камчатки и вернулся назад. Никто не верит, что потратил всего тридцать тысяч. Запасался в основном крупами, хлебом, подсолнечным маслом, чаем и сахаром, практически стал вегетарианцем. Каши даже не варил, а просто замачивал крупу на ночь. А как с охотой и рыбалкой?
– Мне-то главное вперёд идти. Рыбу очень редко ловлю – когда еда кончается или от безделья, когда двигаться невозможно. Или поймаю щуку, сфотографирую. Есть всё с собой на всякий случай – и спиннинг, и удочка, чтобы без еды не остаться. На природе первозданной я просто отдыхаю. Сколько животных встречал, они обычно пугаются человека. Были случаи, когда за своего принимали. Вот на таком расстоянии (показывает рукой на столы, расположенные в трёх-пяти метрах) с медведем были. Просто посмотрели друг на друга, а потом он пошёл в свою сторону – в лес, а я – в другую, – делился впечатлениями гость нашей редакции.
В другом случае медведь оказался не таким дружелюбным и с берега кинулся вплавь за лодкой, долго не отставал. А однажды на Чукотке к Виктору Ивановичу прибилась собака, хотя населённых пунктов поблизости не было. Он удивился, откуда она взялась. Всю дорогу его охраняла. В обычных походах он ставит палатку среди зелени, чтобы оставаться менее заметным. А в этих местах никакой растительности, и походное жилище было заметно издалека. Оно привлекало внимание и медведей, и полярных волков. Так собака никого не подпускала, всех отгоняла.
– Тогда я спал спокойно – знал, что с охраной, – вспоминает Виктор Атласов.
Так же неожиданно, как появилась, она исчезла через несколько дней. Какие-то неведомые силы, возможно, оберегают и поддерживают благородные стремления одержимого энтузиаста!
Сколько чудесных и незабываемых уголков посетил рязанский землепроходец! Он поведал о том, что побывал на самой южной российской границе, что проходит по Кавказскому хребту в Дагестане. Застава расположена в селении Куруш, где облака обычно плывут ниже. А когда спускаешься, то входишь в облака, как в туман.
Проплывал на своей лодке вдоль красивейших и грациозных Ленских столбов, громадины высотой по пятьдесят метров тянутся на десятки километров, Байкал весь переплыл с юга на север. Поразило его, что на Сахалине бамбук растёт везде, как сорная трава. А в зарослях гигантского лопуха даже спрятаться можно.
Наш Салехард, по впечатлениям Виктора Атласова, чистый и разноцветный город, где много зелени, деревьев. Понравилась набережная Шайтанки. В город зашёл вечером на ночёвку. Встретил мужчину, который пригласил в гости. Хотя Виктор Иванович собирался уже вечером переплыть Обь на своей лодке и продолжить путь дальше. Но остался, чтобы заглянуть в музей Шемановского и к нам.
Для кого-то такое увлечение покажется чудачеством. Но Виктор Атласов считает, что «мало у нас патриотизма» – и на столе у нас должно быть всё российское, и ездить мы должны только на своих автомобилях! Каждый должен что-то сделать для своей страны. Вот он после своих путешествий планирует написать книгу. Было бы помещение, открыл бы музей, в котором нашлось бы место не только картам и фотографиям с разных уголков России, но и коллекции минералов. Всё это с единственной целью – показать, какая неповторимая, прекрасная и богатейшая на открытия у нас страна! Не надо ехать за тридевять земель в поисках чудес и красот! С этим трудно спорить и стоит только поддержать жизненное кредо Виктора Атласова.
Для тех, кто хотел бы подробнее узнать о том, по каким дорогам прошёл и какие реки пересёк, какие трудности преодолел и какие открытия сделал для себя наш первый землепроходец, предлагаем заглянуть на сайт ryazpressa.ru.